25 февраля 2022 года Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС) совместно с Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации, Ассоциацией кинообразования и медиапедагогики Российской Федерации и рядом партнерских организаций в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование» провели экспертный семинар «Медиаобразование в системе образовательных координат».

В семенаре приняли участие 54 эксперта из большинства федеральных округов Российской Федерации, представляющих сферы образования, культуры, коммуникации, молодежной политики от детского сада до федерального органа исполнительной власти, от школьного киноклуба до Ялтинской киностудии, профильные коммерческие организации и институты гражданского общества, научные и аналитические центры, вузы и колледжи, средства массовой коммуникации и структуры цифровой трансформации, представляющие практически все секторы реальной экономики страны.

На мероприятии были представлены доклады представителей профильных организаций Москвы, Республики Крым и Республики Саха (Якутия), осуществляющих деятельность в сфере медиаобразования, кинообразования и медипедагогики.

На семинаре рассматривались вопросы межведомственного и межсекторного взаимодействия профильных структур, направленного в первую очередь на создание условия для эффективной реализации поручения Президента Российской Федерации (п. 5 Перечня поручений от 23.01.2021 № ПР-77) в части развития кинообразования в школе, а также реализации ряда положений законодательства о воспитании, других профильных стратегических, концептуальных и нормативно-правовых актов.

По мнению ведущих отечественных и зарубежных экспертов именно средства и методы медиаобразования могут стать сегодня серьезным инструментарием в развитии медийной и информационного грамотности, формировании критического мышления и культуры информационной безопасности личности в первую очередь детей и молодежи, в условиях происходящих информационных войн и развивающейся цифровой трансформации.

Семинар открыло обращение ведущего советника Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации И.В. Каракчиевой к представителям экспертного сообщества, в котором основным акцентом прозвучала необходимость выявления узких мест, которые до настоящего времени не дали возможности «запустить» процесс медиаобразования в России. Представитель Аналитического центра отметила необходимость в рамках выступлений докладчиков вносить конкретные предложения, направленные на решение рассматриваемой проблемы.

Выступление почётного президента Ассоциации кинообразования и медиапедагогики Российской Федерации, главного редактора журнала «Медиаобразование» (WoS), эксперта ЮНЕСКО А.В. Федорова обозначило первую и главную проблему — отсутствие нормативно-правового определения медиаобразования в законодательстве России. Профессор Федоров также отметил достаточно высокий уровень готовности профессионального сообщества страны на муниципальном и региональном уровне значительного числа субъектов Федерации  к полноценному запуску системной работы по развитию медиаобразования. 

Позицию в части отсутствия нормативно-правового обеспечения медиаобразования подтвердил комментарий, выступившей в качестве модератора семинара, заместителя директора ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Е.А. Полушкиной и доклад президента Ассоциации кинообразования и медиапедагогики Российской Федерации, доцента кафедры киноведения Всероссийского государственного университета (института) кинематографии имени С.А. Герасимова Е.А. Бондаренко. По мнению Е.А. Полушкиной, отсутствие нормативного обеспечения процесса медиаобразования блокирует его надлежащее управленческое и финансово-экономическое обеспечение, без чего развитие медиаобразования практически невозможно. И этот процесс должен идти не только в области образования, но также в смежных с ним секторах культуры, молодежной политики, коммуникативистики  и цифровой трансформации. Е.А. Бондаренко завершила свой доклад посылом «Именно сегодня медиаобразование не просто опережает систему образования, но и дает шанс найти баланс и гармонию в процессе развития и становления личности».

Организаторы мероприятия и авторитетные эксперты приступили к подготовке аналитической записки о состоянии развития медиаобразования в России.

ПРОГРАММА СЕМИНАРА

Презентации:

1. Бондаренко Е.А./Медиаобразование как стимул современного образования и воспитания
2. Куценко Е.В./Крымский креативный культурно-образовательный кластер по развитию кинообразования и медиапедагогике
3. Челышева И.В./ Научно-образовательный центр как фактор развития медиаобразования в современном вузе
4. Демидов А.А./Системный подход к созданию медиаобразовательной среды: влияние отсутствия идеологического, политического и правового обеспечения
5. Струсовский С.Г./ Анимация в твоем смартфоне