Центр экономики непрерывного образования

 

18 февраля 2022 года Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС) экспертный семинар «Дополнительное образование детей: основные проблемы и тренды развития» в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование».

В работе семинара приняло участие около 250 представителей профильных структур большинства регионов России, представляющих как сам сектор дополнительного образования детей (далее — ДОД), представленный бюджетными и частными организациями, некоммерческими структурами, органами управления образованием, научными центрами, СМИ и иными профильными организациями секторов образования, культуры, спорта, молодежной и информационной политики.

Выступление по теме «Развитие конкурентной среды в дополнительном образовании детей: практика российских регионов» представили заведующий научно-исследовательским сектором «Открытое образование» Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС Александр Попов и научный сотрудник ФИРО РАНХиГС Павел Глухов.

Ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского НИУ ВШЭ Андрей Павлов выступил с докладом «Удовлетворенность семей при освоении дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей в условиях персонификации».

Завершила серию тематических выступлений по проблематике ДОД презентация научного сотрудника ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Светланы Новиковой и старшего научного сотрудника ЦЭНО РАНХиГС Алексея Тищенко «Организационно-экономические условия развития системы дополнительного образования детей».

Принявший участие в работе семинара ведущий научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО, генеральный директор Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения им. А.А. Остапца-Свешникова Дмитрий Смирнов отметил, что чаще дети и родители, выбирая секцию или кружок они идут на конкретного педагога, которого знают сами или выбрали по рекомендации ближнего окружения. Также профессор Дмитрий Смирнов отметил нарастающую коммерциализацию сегмента ДОД, что в условиях усиливающейся инфляции может быть неподъемным не только для населения сёл и малых городов, но и мегаполисов.

Ведущий научный сотрудник ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Валерий Григорьев задал вопрос докладчикам, как коррелирует дополнительное образование детей с развитием образовательных платформ. Также рядом экспертов было отмечено, что муниципальный опыт внедрения дистанционного обучения по различным направлениям общего образования и ДОД показал, что родители всё чаще отказываются от такого формата в пользу «живого» обучения. По мнению экспертов, данная тематика требует отдельного изучения, обсуждения и выработки согласованной политики с учётом региональных возможностей, возможностей и интересов семьи, родительского сообщества, школы и органов власти.

Заместитель директора по дополнительному образованию, и.о. заведующего кафедрой исследовательской и творческой деятельности Института детства МПГУ Эльмира Галямова отметила явную недостаточность обеспечения доступа к качественной информации по тематике ДОД, упомянув, в том числе, тематику использования таргетированной рекламы, дорогой, но достаточно эффективной.

Татьяна Клячко, Алексей Тищенко и ряд экспертов отметили тот факт, что персонификация финансирования в системе ДОД сыграла с ней злую шутку. Раньше семья могла отправить своего ребенка в несколько секция и кружков. Сегодня она может отнести свой сертификат только в одно место оказания тех самых услуг ДОД. От этого страдают и родители с детьми и сама система дополнительного образования детей, недополучая потенциальное финансирование и вынуждено сокращая направления работы и персонал, который также «голосует ногами», уходя в более оплачиваемые сегменты системы образования и в не бюджетный сектор ДОД.

Участники семинар отметили, что пандемия COVID-19 достаточно ярко высветила проблемы сектора ДОД, в том числе перенаправив его потребителей в уже перегруженную школу. Родителям и детям проще заниматься в школьных театрах, музеях, кружках робототехники и информационных технологий, школьных СМИ, заниматься вопросами краеведения и туризма  оставаясь в стенах школы и вблизи её, где сегодня и кормят детей лучше, и материально-техническая база улучшается, и проконтролировать ребенка проще. Поступило и конкретное предложение: «Можно пойти по примеру Пушкинской карты».

Вопрос логистики, ИКТ-обеспечения и доступа к интернету также негативно влияет на сегмент ДОД, особенно в приложении к сегментам музыкального, спортивного, патриотического и иного образования детей.

Принявший участие в обсуждении докладов генеральный директор Фонда поддержки детского технического творчества имени летчика-космонавта СССР, Героя Советского Союза Александра Сереброва Владимир Лосицкий отметил актуальность мероприятия, но явную недостаточность координации работы сегмента ДОД с профильными некоммерческими организациями. По предложению модератора семинара, заместителя директора ЦЭНО Елены Полушкиной руководителю Фонда рекомендовано внести предложения по включению обсуждаемой тематики в содержание работы Центра.

Доцент кафедры китайской филологии ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова Ольга Машкина провела сравнительный анализ системы ДОД в КНР и России, отметив, что в Китае сектор ДОД в основном платный и очень большой по объему средств, вкладываемых родителями и самой молодежью в своё дополнительное образование.

        

 

Президентская академия – национальная школа управления