10 декабря 2021 года Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование» провел экспертный семинар «Выбор образовательных траекторий учащихся старших классов».

В работе семинара приняли участие более семидесяти представителей сектора общего и профессионального образования, в том числе ведущие эксперты, представляющие органы управления образованием федерального, регионального и муниципального уровней, школы, колледжи, вузы и научные центры, профильные институты гражданского общества и тематические издания.

Участниками семинара стали представители органов управления образованием Москвы, Ингушетии, Крыма, Якутии, Архангельской, Калужской, Омской, Тульской, Ярославской областей, города Перми и ряда других регионов и муниципалитетов страны. Научные центры были представлены структурами МГУ имени М.В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, МИСИС, ДВФ ВАВТ Минэкономразвития России, ДВФУ, КамГУ имени Витуса Беринга, Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачева и др. Большой интерес семинар вызвал у представителей школ.

Основной доклад семинара «Распространённость и мотивы ориентации на образовательную миграцию российских старшеклассников» - был представлен ведущим научным сотрудником ЦЭНО РАНХиГС Еленой Семионовой, младшим научным сотрудником ЦЭНО РАНХиГС Марианной Янковской, и старшим научным сотрудником ИНСАП РАНХиГС Дмитрием Логиновым. С комментариями к докладу выступили директор ЦЭНО РАНХиГС Татьяна Львовна Клячко, модератор семинара заместитель директора ЦЭНО РАНХиГС Елена Полушкина, и старший научный сотрудник ИНСАП РАНХиГС Дмитрий Логинов.

Доклад «Направления образовательной миграции абитуриентов — высокобалльников» на семинаре представили руководитель Центра анализа образовательных данных ФИРО РАНХиГС Елена Корнилова и ведущий аналитик ФИРО РАНХиГС Антон Дождиков.

В рамках мероприятия обсудили, в каких группах современной молодежи и их семей формируются установки на образовательную миграцию, каких ресурсов требует реализация этих установок, каковы направления актуальной и потенциальной образовательной миграции в разрезе территорий и образовательных уровней. Елена Семионова сделала акцент в своём выступлении на том, что территориально-поселенческая неравномерность развития образовательной инфраструктуры и рынка труда, дифференциация образовательных притязаний и ресурсных возможностей различных социальных групп, а также возможность поступления в образовательные организации разных регионов России по результатам итоговых аттестаций, актуализируют рассмотрение масштаба, мотивов, направлений и ограничений образовательной миграции российской молодежи после окончания школы.

В обсуждении докладов приняли участие профессор Института качества высшего образования НИТУ «МИСиС» Виктория Пугач, доцент кафедры образовательных технологий факультета педагогического образования кафедры китайской филологии Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова Ольга Машкина, доцент кафедры демографии и ведущий научный сотрудник Института демографии имени А.Г. Вишневского НИУ ВШЭ Никита Мкртчян, заместитель декана по профориентационной работе, доцент Ставропольского государственного аграрного университета Алексей Нестеренко, научный руководитель одной из школьных площадок ФИРО в Санкт-Петербурге Ольга Старовойтова.