Центр экономики непрерывного образования

 

19 ноября 2021 года состоялся экспертный семинар «Образовательная миграция молодежи для получения профессионального образования» Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование».

В работе семинара приняло участие около шестидесяти экспертов практически из большинства федеральных округов России, представляющих Минобрнауки России, МГУ имени М.В. Ломоносова, институты и центры НИУ ВШЭ, РАНХиГС, МИСиС, органы управления образованием Брянской, Владимирской, Воронежской, Орловской областей, Дагестана и Крыма, вузы и сузы от Хабаровского края до Санкт-Петербурга и от Карелии до Краснодара.

Модератор: заместитель директора по науке ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Елена Полушкина.

            Ведущий научный сотрудник ЦЭНО РАНХиГС Елена Семионова представила доклад «Образовательная миграция молодежи для получения профессионального образования». Эксперт рассказал об основных тенденциях и направлениях образовательной миграции молодежи в возрасте 16, 18 и 22 лет (т.е. тех возрастах, когда большинство молодых людей поступает в организации СПО, вузы или оканчивает обучение в бакалавриате вуза). Опираясь на данные проведенного ЦЭНО РАНХиГС социологического исследования Елена Семионова выделила основные мотивы и причины переезда молодежи в другие города для получения профессионального образования. В ходе выступления обсуждался также вопрос возвращения молодых людей в свой родной город после получения профессионального образования.

            С рядом комментариев и вопросов к докладчику обратился доцент Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов, попросивший уточнить ряд вопросов по тематике статистики и социологии проведенного исследования, причину выбора субъектов Федерации. Доцент кафедры демографии и ведущий научный сотрудник Института демографии имени А.Г. Вишневского НИУ ВШЭ Никита Мкртчян попросил прокомментировать тематику т.н. «отложенного выбытия». Не всегда ясно из-за дефектов отечественной статистики, что происходит через год-два с выпускниками колледжей и вузов – внутренними мигрантами, уехавшими учиться в другие регионы страны. Они возвращаются в родной регион, находят работу, семью и устраивают быт в регионе получения образования или продолжают уже трудовую миграцию в России или же за её пределами. Также он задал вопрос, «толкает» ли образовательная мобильность трудовую миграцию в нашей стране?

Ведущий советник Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Инна Каракчиева высоко оценила результаты проведенного исследования, отметив многоаспектность и широту охвата тематики образовательной миграции. По её мнению проведенное исследование само по себе поставило много вопросов перед федеральными органами власти России, и не только отвечающими за развитие государственной образовательной политики. На поднятые в рамках проведенного исследования вопросы и обозначенные проблемы сегодня буквально многим нужно будет озаботиться и выявлением причин и следствий образовательной миграции на федеральном, региональном и местном уровнях, и востребованности молодыми специалистами и их соответствию рынку труда и качеству человеческих ресурсов, и качеством системы образования, и престижности диплома, и главное – какие механизмы образовательной миграции сегодня необходимо вычленять и развивать.

На все заданные вопросы дали ответы Елена Семионова, Елена Полушкина а в завершении семинара – д.э.н., директор ЦЭНО РАНХиГС Татьяна Клячко.

Младший научный сотрудник ЦЭНО РАНХиГС Светлана Новикова в докладе «Образовательная миграция в зарубежных странах: межрегиональные аспекты» остановилась на вопросах зарубежного опыта изучения внутренней образовательной миграции, в частности, представила описание и основные результаты исследований по заданной тематике учёных из Австралии, Индии и Италии. Докладчиком были обозначены особенности изучения внутренней образовательной миграции в межстрановом разрезе, а также освещены особенности межрегиональной и внутрирегиональной образовательной миграции в Китае.

Доцент кафедры образовательных технологий факультета педагогического образования и кафедры китайской филологии Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова Ольга Машкина поблагодарила докладчика за высокое качество проведенного исследования и фактически выступила с содокладом о состоянии и проблемах образовательной миграции в КНР. Тематика Китая вызвала целый ряд комментариев и вопросов, озвученных Инной Каракчиевой, Татьяной Клячкой и другими экспертами.

Президентская академия – национальная школа управления