Центр экономики непрерывного образования

 

12 нобяря 2021 года Центр экономики непрерывного образования (ЦЭНО) Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование» провел экспертный семинар «Перспективы использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности школ и организаций дополнительного образования детей».

В работе семинара приняло участие около ста экспертов практически из федеральных округов России, а также из Беларуси и Казахстана.

 

Старший научный сотрудник ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Алексей Тищенко представил доклад «Возможности цифровизации в системе общего и дополнительного образования детей». Эксперт сформулировал следующие выводы и предложения по применению дистанционного и электронного обучения:

  • Онлайн платформы оказались не готовы к увеличению нагрузки в период пандемии коронавирусной инфекции проблемы со стабильностью работы таких систем отметили больше трети учителей и обучающихся;
  • Сельские школы оказались в меньшей степени готовы к дистанционному обучению так как не смогли обеспечить техническую помощь учителям и нарастить использование дистанционных технологий на уровне городских общеобразовательных организаций;
  • Активное использование ДОТ в период пандемии не привело к соответствующему распространению электронного обучения ДОТ и электронное обучение применяется крайне неравномерно по регионам и не имеет пропорциональной связи;
  • Существенная региональная дифференциация домохозяйств по наличию компьютеров и доступу к широкополосному Интернету обуславливает цифровое неравенство в образовании, но может быть заметно снижена в ближайшее время;
  • Значительная часть российских школ не имеет современных компьютеров, ЛВС и скоростного доступа к сети Интернет для полноценного массового использования цифрового образовательного контента и ДОТ. Подключение всех школ к скоростному интернету без вложений в современное компьютерное и локальное сетевое оборудование не приведет к фактическому сокращению цифрового неравенства в образовании;
  • Целесообразно сформировать единые базовые требования к инфраструктуре школ в сфере информационно-коммуникационных технологий и порядок координации мероприятий по обеспечению этих требований. Установление таких требований и порядка будет способствовать развитию ДОТ и электронного обучения в стандартной деятельности каждой школы, что значительно сократит цифровое неравенство при получении общего образования. В условиях большой нагрузки на учителей цифровизация общего образования не эффективна.
Младший научный сотрудник ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Светлана Новикова в докладе «Дистанционное обучение школьников в период пандемии: социологические аспекты» остановилась на фиксации и структуре основных проблем учителей и учеников при переходе на дистанционное обучение, степени готовности учителей к переходу на дистант с учётом типа поселений, в которых работают школы, на вопросах организации бесперебойной работы онлайн-платформ, качестве цифрового контента, оценке самими учителями уровня владения информационными технологиями и ряде других вопросов.

Директор Научно-исследовательского центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС Борис Илюхин представил презентацию «Электронные образовательные ресурсы через призму дистанционного образования в период пандемии».

Отмечая резко возросшую в начальный период пандемии (апрель 2020 года) активность использования различного рода электронных ресурсов в сфере образования (электронных учебников, задачников, систем обучения и пр.) докладчик привел данные, согласно которым, интенсивность их использования снизилась после перевода занятий в большинстве школ в очный режим (май 2020 года, сентябрь 2020 и далее). При этом сервисы готовых домашних заданий и готовых сценариев уроков имеют значительно бОльшую популярность, нежели электронные образовательные ресурсы, электронные учебники и пр. Несмотря да значительное количество ресурсов и сервисов, отмечается неумение, а зачастую, нежелание учителей использовать эти ресурсы в повседневной работе, применение электронных ресурсов только для «нарешивания» определенных типов заданий.

Завершил семинар генеральный директор Акционерного общества «Е-Паблиш» и Некоммерческого партнерства «Школьный сайт» Дмитрий Баландин, он затронул проблемы избыточной отчётности учителей и руководства школ, которые в условиях пандемии только усилились. 

В обсуждении вопросов семинара приняли участие эксперт из Ставропольского края Людмила Волгунова и руководитель школьной методической площадки ФИРО из Санкт-Петербурга Ольга Старовойтова, а также другие эексперты.

Модератором секции выступила заместитель директора по науке ЦЭНО РАНХиГС Елена Полушкина, также принимавшая активное участие в комментировании и обсуждении вопросов.

Президентская академия – национальная школа управления