22 октября 2021 года состоялся экспертный семинар Центра экономики непрерывного образования (долее - ЦЭНО) Института прикладных экономических исследований (далее - ИПЭИ) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее - РАНХиГС) «Школа в условиях пандемии коронавируса: социологические аспекты» в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование».

Модератором семинара выступил старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Дмитрий Логинов, отметивший актуальность и содержательную ценность проведенных двумя ведущими научными школами исследований.

Открыла мероприятие социолог, младший научный сотрудник ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Светлана Новикова, выступив с докладом «Функционирование школы в период пандемии коронавируса: результаты социологического исследования», в котором были представлены результаты социологического исследования 2021 года, проведенного коллективом научных сотрудников Президенсткой академии в рамках мониторинга общего и дополнительного образования детей. Исследование отражает различные аспекты функционирования школ в период ограничительных мер, связанных с пандемией COVID-19. В рамках исследования были опрошены директора школ, учителя и родители школьников.

Научные сотрудники из МГУ имени М.В. Ломоносова выступили с докладом «Об итогах дистанционного обучения: социологический подход». Старший преподаватель кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Вера Карпова и социолог, аспирант кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова Софья Ляликова представили результаты двух социологических исследований «Дистанционное обучение: глазами старшеклассников» и «Дистанционное обучение: опыт родителей», организованных весной-летом 2020 года.

Директор Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС Наталья Тарасова высоко оценила результаты проведенных исследований, отметив близость их выводов результатам проведенного ФИРО исследования в рассматриваемой области в 76 субъектах Федерации. Отдельно руководитель профильного центра ФИРО остановилась на вопросах физического и психического здоровьесбережения школьников в процессе дистанционного обучения. Существующие СанПИНы ограничивают работу школьников у экрана компьютера 20-35-ю минутами, а по результатам исследований показано, что школьники работают с гаджетами в формате дистанта чаще всего от четырёх до восьми часов в день и зачастую даже без перерыва. Также представитель ФИРО РАНХиГС остановилась на вопросах реализации формата смешанного обучения, эффективности контроля выполняемых работ и снижения успеваемости.

В работе семинара приняли участие около 30 экспертов из Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Екатеринбурга, Пензы, Самары, Таганрога, в т.ч. ведущие специалисты Всемирного Банка, ИСРО РАО, НИУ ВШЭ, РГПУ им. А.И. Герцена, МПГУ, МГПУ, а также белорусские коллеги и журналисты ресурса «Вести образования», других профильных СМИ.

Подводя итоги мероприятия, руководитель ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Татьяна Клячко остановилась на ряде выводов, отметив, что хотя цифровое неравенство и не увеличилось, но в то же время целых 27% домохозяйств еще не охвачено широкополосным интернетом, что делает практически невозможным для них эффективное участие детей и родителей в процессе дистанционного обучения. Сложным остается процесс адаптации к формату дистанционного обучения. Отвечая на выявленную тенденцию разрыва между снижением уровня полученных знаний в результате дистанционного обучения и завышением результатов успеваемости школьников эксперт отметила, что скорее всего «система выказывает лояльность» в условиях пандемии.