Центр экономики непрерывного образования

 

8 октября 2021 года состоялся экспертный семинар «Система дошкольного образования в России: состояние и перспективы развития» Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ЦЭНО РАНХиГС) при участии Международной педагогической академии дошкольного образования (МПАДО).

В работе семинара приняло участие около двух тысяч представителей сектора дошкольного образования России, учёных и практиков, представителей профильных СМИ и НКО, родительских сообществ, в том числе 1816 слушателей на ютюб-канале МПАДО.

Семинар открыл доклад ведущего научного сотрудника ЦЭНО РАНХиГС Алексея Тищенко «Доступность и условия развития дошкольного образования» в котором были отмечены некоторые расхождения между официальной статистикой и данными проведенных социологических исследований в структуре доступности и потребности дошкольного образования, динамика показателей дошкольного образования для детей в возрасте от полутора до трех лет и от четырёх до семи лет, структура расходов федерального бюджета на дошкольное образование в 2021-2024 гг., прогнозы потребностей в местах в детских садах, и даже позиция Верховного Суда Российской Федерации по вопросу территориальной доступности детских садов. Докладчик отметил в некоторой степени экономическую несостоятельность принятой примерной рабочей программы воспитания дошкольников, на финансирование, кадровое и иное обеспечение которой не заложено ни средств, ни сил, ни на 2020 г., ни на последующие годы, что, скорее всего, приведет к практической невозможности реализации принятого документа, особенно на уровне тех самых детских садов, в первую очередь муниципального уровня. По мнению учёного, перед принятием подобного документа необходимо было провести экспертизу примерной рабочей программы воспитания для формирования базовых требований к кадровому и ресурсному обеспечению детских садов, а также оценить готовность региональных систем дошкольного образования к внедрению и реализации примерной рабочей программы воспитания с учётом различий в кадровом и ресурсном обеспечении.

Ведущий научный сотрудник ВАВТ, проректор по научной деятельности, заведующая кафедрой ЮНЕСКО «Глобальные цели дошкольного образования» МПАДО, академик Международной академии наук педагогического образования Ирина Комарова представила доклад «Современное дошкольное образование: запросы и ценности». В докладе на данных социологического исследования сделан анализ структуры ценностных рядов с учётом характеристики аудитории 78 субъектов Российской Федерации. В частности образцом для подражания воспитателями названа Мэри Поппинз, а героем, которого предпочитают дети, на первом месте оказался персонаж человека-паука.

Младший научный сотрудник ЦЭНО РАНХиГС Светлана Новикова представила доклад «Состояние системы дошкольного образования в России: социологические аспекты». Помимо прочего, результаты проведенного исследования показали, что почти 30% опрошенных констатируют, что в их ДОО нет квалифицированных специалистов по работе с ОВЗ и детьми-инвалидами, 68.6 % высказались за то, что работа с данной аудиторией детей требует перераспределения времени, что также должно повлиять на количество детей в группах, а 40,5 % опрошенных показали, что в их дошкольных организациях не осуществляется доплата за работу с ОВЗ и детьми-инвалидами. Исследование также показало, что еще более сложная ситуация с когортой дошкольников, не владеющих государственным языком, как родным.

Представляется необходимым отметить прямую речь принявшей участие в работе семинара ведущего советника Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Инны Каракчиевой:  «Огромное спасибо за исследование. Надеюсь, что оно будет продолжено. Оно архи важно, потому что мы сегодня пытаемся определить, соотнести ценности общества, ценности семьи, ценности системы образования, и посмотреть, а существует ли эта связка между ключевыми направлениями развития. К сожалению, мы с вами видим, исходя из этих первичных данных, что есть проблемы. И, конечно, когда мы говорим о ценностях и запросах, мы понимаем, что важным компонентом этого являются педагогические наблюдения… Указом президента у нас определены ключевые направления развития и в этой связи мы должны понять, насколько воспитательная и образовательная программы между собой коррелируются… Ценности имеют очень большое значение для стратегических документов и тем более - экономических документов, о которых мы сегодня говорили… Меня, действительно, удивили данные по образцам для подражания воспитателей... Конечно, герои, которых предпочитают дети очень сильно зависят от уровня развития семьи, от уровня развития родителей. Но тогда возникает вопрос, а есть ли уровень поддержки родителей, насколько мы уделяем внимание этому?... Данное исследование, по сути, первый шаг, который позволяет оценить, как мы реализуем государственную политику. Действительно ли правильно мы подобрали механизмы поддержки для развития, которое мы хотим получить на выходе. По сути дела мы с вами говорим о модели ценностей важной для развития страны и педагогического сообщества. Поэтому, спасибо еще раз. Очень интересный разговор и по первому, и по второму докладу. Интересно, что они связаны между собой. Точки корреляции мы можем найти. Экономическая ситуация является основой для ценностной модели».

Директор Центра социализации и персонализации образования детей Федерального института развития образования РАНХиГС Наталья Тарасова также высоко оценила результаты проведенной ЦЭНО РАНХиГС и МПАДО работы по оценке состояния и перспектив развития  системы дошкольного образования в России, отметив, в том числе, схожесть позиций с ФИРО по поводу принятой примерной рабочей программы воспитания дошкольников.

Помощник проректора МПГУ, исполнительный директор Ассоциации развития педагогических университетов и институтов Елена Кизимова, помимо высокой оценки проведенных исследований и очень качественной их презентации отметила, что в проводимой в стране работе по развитию сектора дошкольного образования действительно не хватает обоснованных и системных подходов к вопросам экономики и управления, а также формирования ценностей и смыслов. Особенно она остановилась на необходимости совершенствования работы в данном направлении с сегментом среднего профессионального образования, готовящего кадры для дошколы.

            В обсуждении докладов принятии участие директор ЦЭНО РАНХиГС Татьяна Клячко и выступившая в качестве модератора семинара заместитель директора ЦентраЕлена Полушкина, также давшая ряд пояснений, как по существу проведенных исследований, так и по вопросам дальнейшего сотрудничества РАНХиГС и МПАДО. Старший научный сотрудник ЦЭНО РАНХиГС Алексей Демидов остановился на сотрудничестве РАНХиГС и МПАДО в области развития медиаобразования в дошколе. Одним из результатов проведенной конференции ECCE-2020 стало развитие сотрудничества Республики Крым и Республики Саха (Якутия), в рамках которого в Ялте сразу после проведенного семинара пройдёт рабочая встреча руководства органов управления образования Ялты и Якутска с участием Крымского киномедиацентра и Ялтинской киностудии, а также МПАДО, в рамках которой будут, в том числе, обсуждаться вопросы, как сместить акценты с героев Мэри Поппинз и человека-паука на отечественные образы и образцы для подражания в детском кино и анимации.

 

Президентская академия – национальная школа управления