Центр экономики непрерывного образования

 

9 июня 2021 года в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации состоялась панельная дискуссия «Тенденции развития корпоративного дополнительного профессионального образования», организованная Центром экономики непрерывного образования ИПЭИ совместно с Образовательно-методическим консорциумом «Международная ассоциация профессионального дополнительного образования» в рамках Недели дополнительного профессионального образования.

Президентская академия выступила партнером Образовательно-методического консорциума «Международная ассоциация профессионального дополнительного образования» (МАПДО) в организации и проведении Недели дополнительного профессионального образования, прошедшей с 3 по 11 июня и охватившей в онлайн и офлайн формате экспертное сообщество практически всей России и ряда зарубежных стран и международных организаций.

На пленарном заседании Недели ДПО от РАНХиГС было представлено два доклада из шести озвученных – главного научного сотрудника ЦЭНО РАНХиГС А.В. Федотова «Тенденции и концепция долгосрочного развития системы непрерывного профессионального образования» и заместителя директора Центра Е.А. Полушкиной «Мониторинг дополнительного профессионального образования: экономические и социологические аспекты».

На обсуждение были вынесены следующие вопросы:

  • корпоративное профессиональное образование: субъект отраслевой экономики или обуза;
  • корпоративное ДПО — это «статистическая невидимка» для государства и экономики;
  • механизмы ГЧП в развитии корпоративного ДПО: необходимость или миф;
  • механизмы аккредитации для системы корпоративного ДПО: проблема или необходимость;
  • информационные технологии в корпоративном образовании: тенденции и подходы.

Открыл дискуссию доклад заместителя директора Департамента проектной деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации; ведущего советника Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации И.В. Каракчиевой «Трансформация системы управления дополнительным профессиональным образованием – акцент на корпоративное ДПО». Представитель Минобрнауки России приняла участие в проведении всего мероприятия и выступила в его завершении, ответив на ряд вопросов участников мероприятия и прокомментировав некоторые выступления.

Ректор Международного института менеджмента объединений предпринимателей ТПП России А.Н. Палагина представила доклад «Корпоративное ДПО системы ТПП РФ в регионах – активный участник реализации национальных проектов», сделав акцент на организации и развитии универсальных и прикладных тематических направлений системы корпоративного образования в первую очередь в интересах малого и среднего бизнеса, самозанятых и представителей кагорт предпенсионного и пенсионного возраста.

Позиция отраслевых корпоративных академий была представлена в докладах директора по обучению и развитию персонала Корпоративной академии Роскосмоса О.А. Балашовой «Отраслевая система подготовки кадров для РКО» и заместителя председателя Научно-технического совета Госкорпорации «Ростех», заведующего базовой кафедрой «Ростех» в РУДН А.И. Каширина «Практика корпоративного ДПО ГК «Ростех»».

Особый интерес и волну обсуждений вызвали доклады практиков от профильного бизнеса, учредителя Учебного центра «Специалист» при МГТУ им. Н.Э. Баумана Д.Ю. Гудзенко «Корпоративное дополнительное профессиональное образование – взгляд со стороны подрядчика» и директора Учебно-курсового комбината «Мособлгаз» А.Н. Киселева «К вопросу о корпоративном профессиональном образовании».

Доклад старшего научного сотрудника ЦЭНО РАНХиГС А.О. Полушкиной «Цифровые аспекты корпоративного образования» представил сравнительный анализ национальной политики цифровой трансформации в области корпоративного образования в США, странах Европы, Азии и России и перебросил «мостик» к секции «Современные цифровые технологии в дополнительном образовании», проводимой в рамках Недели ДПО.

Завершили мероприятие доклады заместителя директора Института развития образования НИУ ВШЭ И.А. Коршунова «Корпоративное образование: взаимодействие с университетами возможно?», который также перебросил «мостик» к проведенной в рамках Недели ДПО 8 июня секции «Перспективная модель ДПО в региональных университетах» и заместителя директора Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Е.А. Полушкиной «Корпоративное дополнительное профессиональное образование ‑ проблемы развития».

Именно завершающие выступления практиков с мест и теоретиков от НИУ ВШЭ и РАНХиГС вызвали и большинство вопросов, возникших у участников панельной дискуссии и формулировки ряда предложений по развитию и корпоративного сектора развития в системе ДПО, и самой системы дополнительного профобразования от международного и национального до муниципального уровня и уровня МСП и самозанятых, работающих на местах – от автомастерских до центров локализации «умного дома», от центров ТПП, школ и библиотек, осуществляющих подготовку населения в области информационной, правовой и финансовой грамотности, до местных служб газоснабжения, необходимость развития которых была заявлена главой государства, от госкорпораций и гигантов частного бизнеса «Газпром», «Лукойл», «НЛМК», «Росатом», «Роскосмос», «Роснефть», «Ростех», «Сбер», «ФосАгро» и др., до структур, работающих в формате международного сотрудничества в рамках БРИКС, СНГ, Союзного государства, ШОС.

Участники панельной дискуссии поставили «диагноз» отечественной системе корпоративного образования, раскрыв ряд симптомов и синдромов, мешающих развитию отрасли.

Было заявлено, что собираемая и образовательными организациями и работодателями национальная статистика реально отражает состояние корпоративного образования, но фактически на уровне статистической погрешности. При этом она не отвечает на вопросы, как локализовано корпоративное образование по регионам России и их приоритетам социально-экономического развития, как оно локализовано по структуре ОКВЭД, по инфраструктуре, обеспеченности материально-техническими, программными, информационными и человеческими ресурсами профильного сектора среднего профессионального, высшего, дополнительного профессионального и корпоративного образования.

Назрела необходимость сопоставления регионального валового продукта с заявленной регионом формальной структурой «заказа» на подготовку и переподготовку кадров на перспективу, которая очень часто не совпадает с реальным состоянием и востребованностью социально-экономического блока региона в динамике и структуре подготовки человеческих ресурсов в условиях цифровой трансформации.

Отмечено, что наставничество не оформлено нормативно, процессуально и единообразно с точки зрения действующего законодательства в области образования, труда и занятости, в связи с чем, предпринимателям приходится самим или возвращаться к советским моделям наставничества усовершенствуя их под себя или придумывать что-то своё и практически не отражая данную работу, как стратегическое направление развития корпоративного образования.

Практически невозможно сегодня официально оформить сертификацию знаний и навыков в ходе корпоративного и иного профильного дополнительного профобразования для представителей возрастной кагорты от 14 лет до окончания образовательных организаций, в связи с чем, становится просто невозможным включение в их портфолио сведений о прохождении профильного обучения по выбранным профессиям и специальностям.

Главным был заявлен вопрос «Кто будет платить за ДПО?». При том, что: сегодня уже  38% россиян проходящих через систему ДПО платят за него из своего кармана, как физические лица; существующая национальная модель ГЧП, как мотивационный механизм, никак не приспособлена для целей развития корпоративного образования и ДПО в целом; существующая система и нормативного обеспечения и документооборота в корпоративном образовании и ДПО также не способствует решению заявленной проблемы; развитие корпоративного образования никак не влияет на оценку конкурентоспособности, кастомизации или иного состояния уровня развития и эффективности хозяйствующего субъекта и его HR и PR; альтернативные предложения по развитию ДПО, в т.ч. и как модели корпоративного образования, несомненно, будут развиваться некоммерческими и частными структурами, но пока остается вопрос уровня их максимальной интеграции в официальные системы отчетности, определения качества и документооборота, связанного с сертификацией получаемых знаний и навыков.

Участники дискуссии пришли к договоренности о необходимости дальнейшего развития сотрудничества в области изучения состояния корпоративного образования, его статистического обеспечения с целью выработки согласованной межведомственной и межсекторной позиции при формировании региональной, национальной и международной политики в рассматриваемой области, методического, методологического, кадрового и информационного обеспечения, экономики и управления корпоративного образования, реализуемого в формате не только формального, но также неформального и информального образования.

В завершении встречи участники мероприятия выразили благодарность РАНХиГС и МАПДО за организацию и проведение на высоком уровне панельной дискуссии по становящейся очень актуальной тематике непрерывного образования.

 

 

Президентская академия – национальная школа управления