Эксперты Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС 23 июня приняли участие в круглом столе «Оптимизация организационно-управленческих структур в сфере образования при реализации моделей сетевого взаимодействия», организованном Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации. Открыл мероприятие заместитель руководителя Аналитического центра Глеб Покатович, отметивший актуальность рассматриваемой проблематики. Старший научный сотрудник Управления научно-исследовательских работ Аналитического центра Инна Каракчиева в своем выступлении указала, что сетевое взаимодействие может развиваться как между организациями сферы образования, так и включать в сеть, наряду с образовательными организациями, иные организации, предприятия, фирмы других секторов экономики. Среди форм сетевого взаимодействия непосредственно для системы образования Инна Каракчиева назвала сетевые образовательные программы, сетевые проекты, сетевые экспериментальные аналитические мониторинговые исследования и сетевые структуры в образовании (ассоциации и консорциумы). Ведущий научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС Гульнара Краснова в своем докладе «Сетевое взаимодействие вузов: международный опыт» остановилась на опыте распространения сетевого сотрудничества университетов в рамках межгосударственного сотрудничества. Профессор Краснова проанализировала, в частности, структуру, правовой режим, формат межуниверситетских и межправительственных отношений в рамках сетевых Вьетнамо-Германского и Вьетнамо-Японского университетов, а также Научно-технологического университета в Ханое. Отношения между Вьетнамом, Германией, Францией и Японией развиваются в рамках принятого в 2001 г. во Вьетнаме государственного декрета, регламентирующего, в том числе, вопросы открытия зарубежных культурных и образовательных организаций, представительских офисов, совместных и независимых учреждений. Также Гульнара Краснова представила опыт Китая по сотрудничеству с университетами Великобритании и США, осуществляемому в рамках реализации принятых в 2003 г. «Правил КНР по китайско-зарубежному сотрудничеству в управлении образовательными организациями». Основным фактором для успеха действующих в сетевом формате совместных университетов является территориальная доступность образования, а также стоимость обучения, которая в два раза ниже стоимости в ведущих вузах Великобритании, США и других стран. При этом эксперт уточнила, что в Китае все сетевые университеты объединились в союз с зарубежными университетами, создав площадку для обсуждения существующих проблем с представителями правительственных структур и заинтересованным бизнесом. В завершение своего выступления эксперт ЦЭНО РАНХиГС представила линейку преимуществ сетевого взаимодействия для системы высшего образования. Говоря о ситуации в России, профессор Краснова отметила, что в нашей стране все университеты живут своей жизнью и сталкиваются с одними и теми же проблемами, поэтому и нам нужна такого рода сетевая ассоциация, где эти проблемы могут обсуждаться с выработкой рекомендаций, по которым должны приниматься решения на властном уровне. Заместитель директора ЦЭНО РАНХиГС Елена Полушкина представила для круглого стола презентацию «Сетевые модели образовательных программ: практика научных центров». Елена Полушкина провела сравнительный анализ подготовки совместной диссертации магистра на основе реализации стартапа в EADA (Барселона, Испания) с типичными российскими практиками, выявляя проблемы использования испанской модели российскими вузами. Также в презентации была представлена модель коллективного использования научного оборудования в рамках реализации проектов Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств с учетом возможностей их масштабирования. Научный сотрудник ЦЭНО РАНХиГС Алексей Демидов в своем выступлении остановился на проблемах межбюджетного финансирования и борьбы с перекрестным финансированием, усложняющих сетевое взаимодействие. В качестве примера лучших практик эксперт привел опыт Университета ИТМО и Фонда «Сколково» по созданию Ассоциации предпринимательских вузов, основная цель которой – содействовать активному включению сети предпринимательских университетов России в процессы трансфера технологий и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, а также развитию эффективного партнерства с государственными структурами и бизнесом в рамках реализации в России модели «Тройной спирали». Алексей Демидов представил также опыт РАНХиГС по сотрудничеству с Фондом поддержки образования, Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации и Агентством стратегических инициатив (АСИ) в организации сетевой модели, направленной на повышение роли системы образования в развитии субъектов Российской Федерации. Заместитель декана Экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Ирина Телешова предложила провести реструктуризацию российской системы образования в соответствии с международными классификаторами. По ее мнению, понятие «сетевое взаимодействие» очень емкое, и на текущий момент не охватывает и не покрывает всего, что под ним подразумевается. Эксперт предложила провести систематизацию смыслов, включенных в термин, а затем работать над нормативными, организационно-методическими и финансовыми вопросами развития сетевого образовательного сотрудничества. В обсуждении тематики приняли участие представители Ассоциации участников рынка арт-индустрии, Ассоциации юристов России, МГУ, Общероссийского профсоюза образования, РАО, ФИРО, ряда других профильных бюджетных и некоммерческих организацией, сетевых бизнес-проектов в сфере образования. Все участники дискуссии выразили благодарность Аналитическому центру за создание первой редакции глоссария по сетевому взаимодействию и высказались за его дальнейшее наполнение, а также отметили необходимость формирования каталога лучших практик и проведения анализа состояния нормативно-правовой базы в рассматриваемой области. Участники круглого стола предложили рассмотреть вопрос о создании тематической рабочей группы, включив в ее состав представителей органов власти, профсоюзов, профессиональных сообществ и иных институтов гражданского общества, а также бизнес-сообщества.