Центр экономики непрерывного образования

 
Эксперты РАНХиГС о будущем печатной продукции. Татьяна Клячко: «Читаю и работаю в планшете. Но детям – не советую»

Спрос на газеты и журналы на вторую половину 2020 года, по данным «Почты России», упал в РФ на 10%. Яркий пример – Москва. По оценкам компании Mediascope, в период с марта 2017 по июль 2020 года аудитория печатных изданий в столице поредела с 9,6 млн до 8,2 млн человек. СМИ потеряли 15% читателей!  При этом количество зарегистрированных в стране газет уменьшилось за тот же период на 14%, журналов – на 13%. И все-таки господдержка печатной индустрии важна, поскольку в глубинке одним из основных каналов информирования людей по-прежнему остаются газеты, отмечают в связи с обвалом продаж бумажной периодики в Союзе журналистов России.

А что в других странах? Контрастная параллель – Италия. Здесь в период карантина газеты были приравнены к товарам первой необходимости, а правительство предписало газетным киоскам работать в «довирусном» режиме.

Что касается книг, то Google считает, что сейчас в мире существует 137 млн 165 тыс. книг. Это число постоянно прирастает оцифрованными старыми и новыми томами, которые регулярно издаются. Но нужны ли они современным читателям? По данным социологов, почти треть россиян (28%) не читает художественную литературу...

Редакция сайта Президентской академии обратилась к авторитетным ученым, преподавателям РАНХиГС с просьбой поделиться их собственным опытом чтения, личной позицией и прогнозом относительно судьбы «бумажной» литературы в нашей стране. Сегодня свое мнение высказывает директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС, доктор экономических наук Татьяна Клячко.

– Татьяна Львовна, что вы думаете о будущем печатной продукции? Противоборствуют ли в вашем представлении «цифра» и «бумага»? Каким из этих двух форматов современного книгоиздания вы предпочитаете пользоваться?

– Про себя могу сказать, что практически полностью перешла на «цифру» в моем чтении. Но иногда с удовольствием снимаю с полки бумажную книгу. Как правило, перечитываю или читаю новые книги близких мне авторов. Но не очень часто, до 5 бумажных книг в год. При этом моя домашняя традиционная библиотека, к которой приобщаю детей, составляет более 750 томов.  

У сына осталась библиотека еще примерно на 500 томов. У сестры библиотека, начало которой положил еще дед, насчитывает более 1500 томов. Так и живем.  

Книг у меня дома много, как видите. Я их, конечно, люблю. Но работать и читать на досуге уже привыкла в электронной книге (pocketbook) или в планшете. Поскольку я довольно много ездила, то возить с собой электронную книжку оказалось удобнее, чем набор книжек бумажных. Отрицательных эмоций в связи с этим не испытываю.

– Есть ли будущее у традиционной книги?

– С учетом того, что я уже привыкла к «цифре», а бумажными газетами и журналами не пользуюсь, то думаю, что у периодики его нет. Про книгу пока не знаю, не уверена. А у журналов и газет, на мой взгляд, точно нет никакого будущего. Потому что найти в интернете необходимые материалы значительно удобнее и легче. Времени тратишь меньше на поиск нужного имени, темы, мысли, ключевого слова, цифры и так далее.

– В советское время и еще некоторое время в постсоветское в нашей стране преподавателям вузов выдавали деньги, чтобы они могли приобрести книги, необходимые для профессионального роста, личного развития. Суммы были небольшими, но на 2 – 3 толстых книги в месяц хватало. Они отчитывались кассовыми чеками. Следует ли возобновить эту традицию?      

– Думаю, что нет. Сейчас так много информации в интернете, что преподавателю удобнее пользоваться именно ресурсами Сети. Другое дело, что онлайн изобилует великим разнообразием подписных материалов, платформ, сайтов. И вот компенсировать стоимость подписки на эти профессиональные сайты, как мне кажется, было бы вполне логично.

– В западных странах даже на пике пандемии выпуск «бумажных» газет и книг сохранял традиционный ритм. Тиражи и масштабы их реализации снижаются весьма медленно. В Индии и в Китае (а это 1/3 населения Земли) снижение тиражей и продаж печатной продукции вообще не заметно. На ваш взгляд, нужно ли бороться с быстрым умиранием печатных СМИ и книг в нашей стране?  

– Бороться есть резон только путем выдачи дотации подписчикам. Но зачем? Поэтому думаю, что бороться не надо. На мой взгляд, если бы люди хотели, то покупали бы книги, толстые журналы. А раз они их не покупают, значит, им не надо. И это нормально. Есть естественные процессы спроса, интереса. Если нет спроса, то и нечего спасать: деятельность «борцов» просто теряет смысл. Бороться надо за другое: чтобы люди читали хорошие книги, интересные тексты, а будет это в бумаге или в «цифре» – неважно.

Когда-то, помню, из Молдавии я привезла чемодан книг, который не могла поднять. В Кишиневе они издавались, а в Москве этих книг тогда не было. Советские годы, дефицит! Сейчас, убей меня, не повезла бы в Москву книги.  

Но выскажу, пользуясь случаем, мое мнение насчет детского чтения. Наверное, детям лет до 16, пока идет становление личности, лучше читать бумажные книги. В бумаге книга лучше чувствуется, что ли. А когда читать серьезную литературу станет привычкой, можно переходить и на их цифровой аналог. Кроме того, чтение традиционных книг не так вредно для зрения. Впрочем, на собственном опыте знаю, что детям можно только советовать, навязать ничего нельзя.

 

Президентская академия – национальная школа управления