Центр экономики непрерывного образования

 
На базе РАНХиГС 27 и 28 февраля прошла IV Всероссийская научно-практическая конференция «Информационная безопасность и дети». Российские эксперты обсудили перспективы и риски для подрастающего поколения в новой цифровой реальности и пришли к выводу, что сегодня необходимо формировать новую информационную культуру, которая поможет детям ориентироваться в виртуальном пространстве и избегать его негативного влияния.

Конференция объединила около двухсот национальных экспертов из 20 субъектов Российской Федерации. Организаторами экспертного диалога стали четыре академии: РАНХиГС, Российская академия образования, Российская академия естественных наук и Академия инновационного образования и развития. К участию пригласили не только ученых, но и представителей Роскомнадзора, Рособрнадзора, директоров школ, педагогов, представителей СМИ. В этот раз темой конференции стала «Организация межведомственного сотрудничества в дополнительном образовании детей при формировании национальной политики информационной безопасности и медиаобразования».

«Современное общество – это цифровое общество, и оно имеет свои ключевые вызовы: это цифровизация экономических и общественных отношений, конвергенция материальных и информационных технологий и многие другие, - отметила в своем выступлении Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, профессор Маргарита Шутикова. – И в этом цифровом обществе есть свои угрозы. Это и вредоносные программы, и угроза утечки конфиденциальных данных, и хищение информации. Но есть и другие – неочевидные – угрозы, и с ними сталкиваются дети. По нашим данным, 56% российских школьников до 80% своего времени проводят в интернете».

Эксперт привела в пример формулировку, озвученную на форуме в Давосе психотерапевтом Андреем Курпатовым – цифровой аутизм. Подростки не могут поддерживать длительный психологический контакт друг с другом, внимание ребенка рассеяно, он не может сосредоточиться. Маргарита Шутикова уверена: чтобы справиться с негативным влиянием сети на детей, надо менять и подходы к обучению. Например, применять модульные подходы, которые смогут учитывать новые потребности.

Тему продолжил руководитель Центра информатизации образования Института управления образованием Российской академии образования, профессор Сергей Бешенков. По его мнению, подростки сейчас оказались в условиях, когда им необходимо перестроить мышление.

«Особенность современного цифрового социума – это феномен “личности онлайн”, когда личность существует не только в привычной физической реальности, но и в киберпространстве. В нем не работают законы физики и не учитываются константы, без которых реальный мир существовать не может. Личность открыта для различного рода негативных информационных воздействий. Необходимым условием информационной безопасности личности является знание объективных закономерностей окружающего мира», - считает эксперт.

Своей точкой зрения по поводу психологических аспектов информационной безопасности детей поделилась завкафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М. Ломоносова Ольга Карабанова. По ее мнению, новая виртуальная реальность создает множество иллюзий. Например, иллюзию обратимости – дети перестают понимать, что не все можно отыграть обратно, или иллюзию общественного признания: успех в соцсетях приравнивается к успеху в жизни.

«Причем, согласно исследованиям, подростки понимают, что реальные контакты надежнее. Но виртуального признания добиться легче. Кроме того, они чувствуют себя в интернете в полной безопасности. И это тоже иллюзорное ощущение. То есть уровень критического отношения к происходящему в сети крайне низок», - считает профессор.

Чтобы справиться с этими вызовами, необходимо формировать новую информационную культуру. Такой тезис озвучила один из организаторов конференции, ректор Академии инновационного образования и развития Ольга Рубцова. Она считает, что барьеры на пути у информационной лавины мало к чему приведут – нужны не запреты, а новые правила, навыки и глубокое понимание происходящего в цифровом пространстве.

«Правила этикета нарабатывались веками. А правил информационной безопасности пока попросту нет – их только предстоит сформировать. Мы этим только начали заниматься», - отметила эксперт.

Готовить экспертов, изучать лучшие практики, совершенствовать законодательство – это по мнению Ольги Рубцовой тот путь, который поможет постепенно выработать понимание безопасной информационной среды.

Знаковым на конференции стало выступление генерального директора компании «Е-Паблиш» и некоммерческого партнерства «Школьный сайт» Дмитрия Баландина. Его компания занимается разработкой и внедрением информационных технологий в систему образования. Он рассказал о комплексном межведомственном решении задач сайтостроения в системе образования. Эксперт уверен: для обеспечения информационной безопасности необходимо тесное взаимодействие Роскомнадзора, Рособрнадзора, Росстата, министерств силового блока и прокуратуры.

О сетевом развитии сектора образования говорил и старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС, лидер Общественного движения «Информация для всех», заместитель председателя Оргкомитета конференции Алексей Демидов. Он остановился на вопросах использования для решения задач безопасности уже существующих сетевых сообществ. Кроме сетей «Е-Паблиш» и «Школьный сайт», охватывающих более 21 тыс. образовательных организаций России, есть еще сеть публичных центров правовой информации ФСО России. В нее входит 85 тыс. центров и точек доступа на базе организаций образования, культуры, связи, коммуникации, органов власти России и зарубежья. Существует также сеть публичных центров правовой информации Общественного движения «Информация для всех»: сюда входит 4,5 тыс. центров доступа к правовой и иной социально значимой информации.

По итогам конференции ее участники предложили рекомендовать Минпросвещения России в сотрудничестве с другими федеральными профильными ведомствами подготовить концепцию реализации цифровой образовательной среды. В основу этой концепции ляжет ряд принципов, разработанных с участием экспертного сообщества.

Президентская академия – национальная школа управления