В Президентской академии в рамках направления «Разработка моделей развития профессионального образования» прошел экспертный семинар «Система профессионального образования: пространство выбора образовательного маршрута», организованный Центром экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС.

Мероприятие состоялось в преддверии III Всероссийской научно-практической конференции «Среднее профессиональное образование: практика и управление». Модератором семинара выступила директор ЦЭНО РАНХиГС, директор по стратегии и методологии Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС, член экспертной группы по национальному проекту «Образование» и рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по направлению «Образование и наука» Татьяна Клячко.

Открыл мероприятие доклад «Выбор образовательных траекторий в профессиональном образовании» старшего научного сотрудника ЦЭНО, члена редакционной коллегии журнала «Методология профессионального образования»           Елены Ломтевой и научного сотрудника Центра Ларисы Бедаревой.

Ведущий научный сотрудник ЦЭНО Валерий Григорьев продолжил раскрытие темы своей презентацией «Системные риски профессионального образования в регионах». В презентации автором предложена единая (последовательная) модель анализ и оценки рассматриваемого сегмента профессионального образования, основные потенциальные группы риска функционирования системы СПО региона, итоги первого экспертного анализа и расчетные показатели для дальнейшего анализа, представлен интегральный показатель и были сделаны выводы.

Задали вопросы по представленным докладам, а также приняли участие в прениях Татьяна Клячко, заместитель директора ЦЭНО Елена Полушкина, председатель Методического совета Ассоциации профессиональных образовательных организаций Санкт-Петербурга, директор Колледжа водных ресурсов из Санкт-Петербурга Валерий Андреев, директор Центра повышения квалификации «Становление» из Перми Вера Селянинова, президент Академии профессионального образования, директор Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС Владимир Блинов, руководитель Центра дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов  библиотечно-информационной деятельности Российской государственной библиотеки, член Постоянного комитета РБА Екатерина Дударева, ведущий научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО Михаил Никитин и другие эксперты.

В ходе обсуждения были подняты вопросы участия работодателей в формировании спроса на рынке труда и профессиональной ориентации обучающихся. Отмечено не полное соответствие структуры и объема контрольных цифр приема в структуре СПО, обусловленное недостатками мониторинга рынка труда, в особенности в среднесрочной перспективе и в высокотехнологичных сегментах. На данные факторы обратил внимание принявший участие в работе семинара член Комитета ТПП России по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства Артем Киселев.

Председатель Методического совета Ассоциации профессиональных образовательных организаций Санкт-Петербурга, директор Санкт Петербургского Колледжа водных ресурсов Валерий Андреев обратил внимание на качественное изменение состава студентов учреждений среднего профессионального образования за последние два года. Высокие конкурсы в колледжи и как следствие высокие проходные баллы позволили набирать студентов, способных осваивать образовательные программы на более высоком уровне, что отразилось на результатах образования и в частности в, средних баллах демонстрационных экзаменов. Так же им был отмечен увеличивающий, за последний год, уровень учебной миграции в колледжи Санкт-Петербурга из других регионов, а также большое количество иностранных абитуриентов из стран ближнего зарубежья, что подтверждает положения, изложенные в презентации Валерия Григорьева и в других представленных ЦЭНО материалах.

Представляющая главную библиотеку России Екатерина Дударева сказала, что у неё двойственное отношение к рассматриваемой тематике. С одной стороны, как у матери 16-летнего сына, который стоит на распутье в определении своей образовательной и профессиональной траектории в условиях непростой финансовой ситуации семьи. С другой – как у представителя структуры управления в области профессионального образования и систем квалификации РГБ и РБА. Возникает целый ряд вопросов, главный из которых, кто, как и на какие средства будет готовить тех самых специалистов среднего уровня для муниципальных и региональных библиотек, культурно-образовательных и научных центров и кластеров, а также для библиотек системы образования, для которых дуальная система образования сегодня не менее актуальна, чем для секторов реальной цифровой экономики. Сегодня в библиотеки также пришли представители нацпроектов с просьбой – обеспечить навигацию и доступ к информационным ресурсам по тематикам практически всех национальных проектов. Это также тема для задачи подготовки кадров в межведомственном и межсекторном формате.

По мнению профессора Никитина из ИСРО РАО сегодня слишком много имеет место несовпадений в понятийном аппарате, сущностях, статистике и социологии рассматриваемого вопроса. Данные Института социологии РАН не совпадают с показателями проведенных исследований и официальной статистикой секторов труда и образования. Михаил Никитин предложил в связи с этим нашим управленцам изучить книгу Джерри Мюллера «Тирания показателей. Как одержимость цифрами угрожает образованию, здравоохранению, бизнесу и власти» и уже отталкиваясь от международного опыта и изучения ситуации на местах формировать новую философию и политику управления в секторе СПО. Тем более, что новая концепция пост-труда и развитие цифровой экономики детерминируют и сокращение длительности обучения, и создание механизмов подстройки под новую философию труда молодежи, для которой сегодня рабочее место – это хобби и достойная зарплата. По его мнению, результаты работы руководимого Татьяной Клячко Центра, отражают в новом свете многие вопросы в части совершенствования механизмов экономики и управления не только в СПО, но и во всей системе непрерывного образования, в первую очередь – в общем образовании.

Директор пермского Центра повышения квалификации «Становление» Вера Селянинова считает, что процесс подготовки кадров остро нуждается в интеграции ресурсов, причём, не только материальных. Профессиональное образование и бизнес должны находиться в очень продуктивном взаимодействии, но на сегодняшний день очень заметно разделение на «они» и «мы», что и подтверждается всем ходом проведения экспертного семинара. Возможно, стоит продолжить формирование содержания и его обеспечения по отраслевому принципу, а функцию методической поддержки оставить за министерством образования. По мнению эксперта из Перми важной является проблема аккредитации частного образования и как вариант – аккредитация отдельных модулей. Небольшие, но доказавшие свою востребованность на региональных и муниципальных уровнях рынка профобразования, структуры повышения квалификации наверняка никогда не возьмутся за полный цикл обеспечения профессионального стандарта, т.к. не смогут обеспечить его финансово.  «А вот определённые модули мы готовы давать на очень высоком уровне и те 28% выпускников школ с «неторопливым развитием», которые не хотят или не могут долго осваивать профессию, смогут при поддержке государства получить в частном образовании определённые компетенции для своего дальнейшего жизнеобеспечения». При этом Вера Селянинова считает, что необходимо вернуть в образовательные организации принцип «Обучая – воспитываем»! Принципы морали и этики необходимо формировать, т.к. воспитание более длительный процесс, чем обучение. Многие народы сохраняют эти традиции, а мы опять всё разрушаем «до основания…», а «затем..»? Также, по её мнению, подушевое финансирование должно касаться в основном расходных материалов на проведение практических работ. При это часы учебного плана и коммунальные платежи не должны быть жестко привязаны к количеству обучаемых в аудитории т.к. урок всё равно должен быть оплачен педагогу и тепло в помещении должно быть!

По мнению ведущего научного сотрудника лаборатории профессионального образования ИСРО РАО Анатолия Бычкова, научными сотрудниками ЦЭНО РАНХиГС  на экспертном семинаре были представлены научно обоснованные сведения об экономической и управленческой составляющей современного состояния системы СПО. Выявлены социально-экономические факторы, влияющие на процессы формирования контингента обучающихся в колледжах в различных регионах Российской Федерации, также убедительно представлено влияние зарплатного фактора на укомплектованность преподавательского состава СПО. Особое внимании было обращено на проблему возрастного состава преподавателей и мастеров колледжей. Представлены научно обоснованные вариативные модели преодоления выявленных противоречий. Убедительная и доказательная система представления в графической форме наработанного материала позволяет сделать вывод, что выполненное научными сотрудниками Центра в 2019 году государственное задание «Разработка моделей развития профессионального образования» заслуживает положительной оценки и характеризуется высоким уровнем профессионального подхода к исследованию предельно актуальной проблемы.  По мнению эксперта ведущего института РАО, в дополнение убедительных с научной точки зрения докладов можно и нужно в дискуссионном плане обсуждать  дополнение модели развития среднего профессионального образования не только с точки зрения геополитических и экономических реалий, но и с позиции учета личностных мотивов, потребностей и возможностей современных выпускников общеобразовательных школ и их семей, а также интересов преподавателей и мастеров производственного обучения. При этом личностные особенности школьников, возможности их родителей и особенности регионов являются сегодня определяющим фактором при выборе образовательных траекторий в профессиональном образовании, и на них необходимо ориентироваться при выработке национальной политики в рассматриваемой области в первую очередь.

Участники семинара отметили высокий научный уровень дискуссии в рамках экспертного семинара «Система профессионального образования: пространство выбора образовательного маршрута».

Дополнительные материалы к семинару:

  1. Бюллетень ЦЭНО РАНХиГС. Среднее профессиональное образование: краткий путь на рынок труда или ступенька к высшему образованию
  2. https://www.ranepa.ru/images/News/2019-04/15-04-2019-bulleten-itogoviy.pdf
  3. Мониторинг механизмов трудоустройства выпускников образовательных организаций разного уровня ЦЭНО РАНХиГС https://www.ranepa.ru/nauka-i-konsalting/strategii-i-doklady/monitoring-effektivnosti-shkoly
  4. Никитин М.В. Миссия и отраслевая стратегия проектирования механизмов государственно-частного партнерства в СПО. Первый аналитический модуль // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/missiya-i-otraslevaya-strategiya-proektirovaniya-mehanizmov-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-v-spo-pervyy-analiticheskiy-modul

Презентация Е. Ломтевой, Л. Бедаревой

Президентская академия – национальная школа управления
Контакты
Институт прикладных экономических исследований
Адрес
119571, г. Москва,
проспект Вернадского, 82-84,
корпус 9, офис 1805
E-mail
Режим работы
будни: с 10:00 до 18:00
сб., вск.: выходной
Телефон
+7 (499) 956-95-39
Как проехать