17 января в рамках юбилейного Гайдаровского форума была проведена экспертная дискуссия на тему «Национальный проект "Образование": 9 жизней регионов». В ходе обсуждения были затронуты вопросы финансирования, регулирования и необходимости национальных проектов по образованию.Ключевыми экспертами выступили: Екатерина Уба, заместитель губернатора Ульяновской области; Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС; Александр Рудик, президент управляющей инвестиционной компании «Нова Капитал»; Наталья Тюрина, начальник управления проектов в области образования и социальной сфере МИА «Россия сегодня», руководитель проекта «Социальный навигатор», и Анна Хамардюк, директор департамента стратегии, анализа и прогноза Министерства просвещения Российской Федерации.

Дискуссию открыла Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС. Эксперт указала на финансовую сторону проектов. Структура бюджетных расходов на образование в процентах от ВВП показывает значительное проседание в разрезе высшего образования (0,56 пункта в 2017 г. против 0,70 пункта в 2013 г.). Проблемы в высшем образовании исходят из основной доли расходов – падает одно, а значит, и упадет зависящее. В распределении расходов на образование среди регионов происходит упор только на общее, дополнительное и среднее профессиональное образование для детей, а также на профессиональную подготовку и повышение квалификации персонала. Упор на высшее образование по финансовой части происходит только в центральном регионе (96,3% против 3,7).

Эксперт также заметила, что перед регионами сохраняется задача обеспечения повышения заработной платы работников системы образования, тем самым происходят тяжелые нагрузки на региональный бюджет. В связи с этим федерация берет на себя развитие высшего образования.

В целом Татьяной Клячко выявлена главная проблема – недофинансирование образования по всем форматам. Несмотря на это, в других национальных проектах также есть раздел финансирования в части образования, например, в национальном проекте «Демография», где определена приоритетность субъектов РФ – Дальневосточный и Северо-Кавказский федеральный округ.

Продолжила обсуждение Екатерина Уба, заместитель губернатора Ульяновской области. Эксперт указала, что создается множество проектов, но главенствующий вопрос с элементом проблемы заключается в следующем – готовы ли регионы содержать все эти новые проекты. Оплатить разово выходит дешевле, нежели ежегодно поддерживать деятельность «Кванториумов» и прочих новых субъектов.

Анна Хамардюк отметила, что по каждому субъекту РФ уже заявлена цифра консолидированного бюджета. В этом разрезе все бюджетные передвижения прослеживаются максимально подробно. Даже те регионы, что не получили возможные субсидии, будут отчитываться по установленным показателям, зафиксированным в региональных проектах. Дополнительным стимулом представления объективных сведений является система электронного мониторинга бюджета национального проекта «Образование». По словам Анны Хамардюк, «контроль начался, и мы уже получаем отчеты с конца декабря 2018 г. Все изменения фиксируются в системе мониторинга. Отчитаться формально не получится – все происходит наглядно».

Следующим экспертом стал Александр Рудик, президент управляющей инвестиционной компании «Нова Капитал». Представитель бизнеса указывает на наличие риторического вопроса – нужны ли деньги бизнесу и нужен ли бизнес образованию? Разноплановые недопонимания исходят от отсутствия диалога между государством и бизнесом. Необходима двусторонняя модель управления подобными проектам для достижения результата.

В продолжение дискуссии выступила Наталья Тюрина, начальник Управления проектов в области образования и социальной сфере МИА «Россия сегодня». Ее деятельность заключается в переводе всех ключевых проектов с профессионального на общедоступный язык. «Когда мы доходим до момента публикаций, разработчики говорят, что имелось в виду совершенно другое, вследствие чего документы дорабатывались и улучшались», – отметила Наталья Тюрина. Главное на всех уровнях взаимодействия – соучастие и понимание, то есть важно, чтобы даже учитель понимал, о чем идет речь.

МИА «Россия сегодня» провело мониторинг специально для этой дискуссии. Исследование показало, что 39 000 публикаций за год было написано исключительно про национальный проект в Москве (8090), а в регионах – маленькие показатели (1386 в Нижегородской области, 971 в Свердловской области и т. д. по уменьшению).

Все участники обсуждения указали важность двусторонней и понятной коммуникации. Модератором экспертной дискуссии выступил Максим Дулинов, директор Федерального института развития образования РАНХиГС.

Все видеозаписи X Гайдаровского форума – 2019