Институциональное развитие сферы образования и влияние человеческого капитала на экономический рост страны стали ключевыми темами обсуждения в ходе экспертной дискуссии Х Гайдаровского форума «Образование и экономический рост: стратегия на перспективу».
Модератором дискуссии выступил Сергей Синельников-Мурылев, ректор Всероссийской академии внешней торговли, который озвучил тезис о том, что «вложение в образование – это не расходы, это инвестиции, инвестиции в человеческий капитал».
В связи с данным тезисом Сергей Синельников-Мурылев предложил коллегам высказать экспертное мнение о будущем политики образования и о том, в каком ключе ее необходимо осуществлять для обеспечения устойчивого экономического роста.
Тон всей дискуссии задала Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, которая выступила с ключевым докладом. Эксперт привела данные исследования, в котором проводился сравнительный анализ моделей экономического роста с учетом человеческого капитала в развитых и развивающихся странах. Видны следующие отличия: для развивающихся стран важен охват населения средним образованием, а для развитых стран – размер учебного класса или число учащихся, приходящихся на одного учителя: снижение указанных показателей позволяет обеспечить повышение качества школьного образования.
Если, стремясь добиться экономического роста, развивающаяся страна начинает импортировать технологии, то крайне важно увеличить выпуск из вузов по инженерно-техническим специальностям, так как нужно адаптировать импортируемые технологии к местным экономическим реалиям. Для развитых стран более важна численность и доля занятых в секторе НИОКР, а также число зарегистрированных патентов, что как раз и позволяет получать те инновации, которые стимулируют экономический рост.
В связке экономического роста и человеческого капитала есть ряд сложностей: если вы накапливаете человеческий капитал за счет повышения охвата и качества высшего образования, но в стране нет экономических условий для реализации его потенциала, то можно получить значительную утечку умов из развивающейся страны в более развитые государства. Таким образом, накопление человеческого капитала должно быть синхронизировано с развитием экономики. Между тем в России, несмотря на приток в последние годы молодежи в сферу НИОКР отмечается спад численности исследователей по сравнению с другими странами. При этом важным фактором, снижающим эффективность функционирования указанной сферы в России, является дефицит в российской науке исследователей среднего возраста, которые могли бы обеспечить вхождение в науку молодых.
Касаясь мирового опыта наращивания человеческого капитала, Татьяна Клячко отметила, что «общий тренд состоит в том, что высшее образование становится социальной нормой для населения практически всех стран». По статистике, в семьях, где хотя бы один родитель имеет высшее образование, вероятность того, что дети получат высшее образование, растет и достигла в последние годы 70%.
В России для повышения качества человеческого капитала и экономического роста в сфере образования необходимо осуществить целый ряд институциональных реформ: провести бюджетный маневр, усовершенствовать механизмы ОГЭ и ЕГЭ, изменить подходы к распределению контрольных цифр приема, а также инструментам бюджетного финансирования вузов и их аккредитации.
В последнее время доля бюджетных расходов на дошкольное образование в общих расходах на образование в России растет, а на высшее – падает. В секторе среднего образования ситуация более стабильная, но объем бюджетных расходов на среднее профессиональное образование не достаточен для нормального развития СПО.
Важно отметить, что если в СССР до вуза доходило примерно 7,5% от числа детей, поступивших в первый класс, то сейчас эта цифра составляет 48%, что является очень высоким показателем. Вместе с тем за последние 20 лет доля выпускников 9-ых классов, поступающих на программы по подготовке рабочих кадров, снизилась с 25 до 11%. Также существует значительный дисбаланс между контрольными цифрами приема абитуриентов в вузы на бюджетной и платной основе, а также между подготовкой по различным специальностям. Необходимо готовить больше врачей и другого медицинского персонала, а также расширять подготовку в гуманитарных областях. Кроме того, нужен пересмотр схемы финансирования: для ведущих вузов бюджетное финансирование следует выделять по смете, поскольку они должны реализовывать уникальные программы, а для вузов, не входящих в перечень ведущих, – по нормативам, когда речь идет о переменных расходах, и по смете на содержание материально-технической базы. Ведущие вузы должны получить бессрочную аккредитацию, так как они имеют право и право устанавливать собственные стандарты и задают вектор развития системы высшего образования. Для вузов с «хорошей» кредитной историей срок аккредитации должен составить 12 лет, с «плохой» – 6 лет.
Институциональные изменения в сфере образования, по мнению эксперта, представляют интерес для всего общества, так как все в той или иной степени вовлечены в систему образования, и от качества ее развития зависят и человеческий капитал, и развитие страны.
Тему влияния образования на развитие человеческого капитала и на развитие экономики, на их тесную взаимосвязь продолжил Сергей Кравцов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
Он подчеркнул, что система образования – это система подготовки кадров и воспитания гражданина.
Говоря о том, на какие же уровни образования следует сделать упор при осуществлении финансовых вложений, Сергей Кравцов отметил, что приоритетны все уровни образования.
Эксперт подчеркнул, что нужна система объективной оценки всех участников образовательного процесса: от ученика школы до ректоров университетов, что позволит отчетливее увидеть слабые места и оказывать образовательным организациям требуемую помощь.
О необходимости обратить внимание на программы развития дошкольного образования указал Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ. Несмотря на то что в России достаточно высокий охват населения образованием, есть ряд сфер, где страна значительно уступает мировым лидерам. Это сектора обучения детей с 3–4 лет и образования взрослых. В указанные сферы необходимо срочно внедрять новые образовательные программы.
Важным аспектом, по мнению г-на Кузьминова, является тот факт, что экономике нужны работники и их зарплата, а значит, человеческий капитал работает.
Ярослав Кузьминов отметил, что в основном Россия работает сама на себя, утечка мозгов не очень большая, поскольку наша экономика трудонедостаточна. В то же время в России высока доля экономической неуспешности: 20–25% работников зарабатывают меньше, чем общество на них тратит.
Кузьминов также указал, что надо уделить особое внимание программам психолого-педагогического патроната. В развитых странах эти программы играют большую роль. Несмотря на большой финансовый вклад и временные лаги именно раннее развитие ребенка дает наибольший эффект для роста ВВП.
Владимир Мау, ректор РАНХиГС, задал острый вопрос: если образование обеспечивает экономику специалистами высокого уровня, способна ли экономика принять таких специалистов? Необходима синхронизация экономических возможностей и потребностей каждого региона и развития системы высшего образования в этом регионе, иначе можно спровоцировать утечку кадров. Вместе с тем «образование, вообще говоря, не должно обеспечивать экономический рост, оно ценно само по себе. Образование производит общественное благо, и мы не должны его оценивать исключительно с позиций вложения в экономический рост. Образование – это фактор устойчивости страны, фактор ответа на долгосрочные вызовы», - прокомментировал Владимир Мау.
Тему циркуляции научных кадров озвучил Владимир Васильев, ректор Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики. Эксперт пояснил, что «когда мы говорим об инновации и науке, она не знает границ, и это нормально, что ученые перемещаются по миру». Работа в разных странах, с разными научными школами повышает уровень научных кадров.
По мнению Марины Боровской, заместителя министра науки и высшего образования Российской Федерации, экономический рост состоит в сильной науке, а сильная наука заключается в сильном образовании. Основные постулаты развития системы образования – развитие личности и ее благосостояния, а также формирование и укрепление вузами их собственной инфраструктуры.
Директор и постоянный представитель Всемирного банка в России Андраш Хорваи познакомил присутствующих с результатами их работы по построению индекса человеческого капитала. Россия занимает по этому индексу в целом 34 место в мире, а по образованию с учетом его качества – 9-ое. Хорваи подчеркнул, что число лет обучения не тождественно получению хорошего образования, поэтому по оценке человеческого капитала надо обязательно учитывать качество образовательных программ.
Подводя итоги дискуссии, Сергей Синельников-Мурылев поблагодарил всех участников за многогранное и очень содержательное рассмотрение связей образования с человеческим капиталом и ускорением экономического роста.