Центр экономики непрерывного образования

 

Буквально за неделю до V Всероссийского съезда работников дошкольного образования Президентская академия собрала у себя ведущих экспертов в области воспитания и образования детей младшего возраста.Основным вектором обсуждения прошедшей 15 ноября конференции «Дошкольное образование: проблемы и перспективы развития» стали вопросы экономики, управления и организации содержания в дошкольном образовании, влияющие на формирование механизмов реализации национального проекта «Образование», а также на развитие межведомственного и межсекторного сотрудничества.

Мероприятие проведено в рамках реализации проекта «Основные тенденции развития и реформирования российской системы образования» РАНХиГС с участием представителей экспертной группы и общественно-делового совета по национальному проекту "Образование», а также представителей других профильных экспертных сообществ.

Конференция стала первым системным мероприятием, организованным Центром экономики непрерывного образования и Федеральным институтом развития образования РАНХиГС при участии Фонда поддержки образования, объединившего спутниковой сетью Газпрома ряд регионов России, в том числе Москву, Санкт-Петербург, Мордовию, Волгоградскую, Калининградскую области и другие субъекты Российской Федерации.

С приветствием к участникам конференции обратились ответственный секретарь Координационного совета Национальная родительская ассоциация, член общественно-делового совета по национальному проекту «Образование» Алексей Гусев и первый заместитель президента Фонда поддержки образования Алексей Федоров.

Первую часть конференции, посвященную экономическим и социологическим аспектам развития дошкольного образования, модерировала заместитель директора ЦЭНО Елена Полушкина.

Ведущий советник аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Инна Каракчиева представила презентацию «Дошкольное образование в контексте Национального проекта «Образование». В качестве масштабных задач были названы реформирование образовательных систем, трансформация систем управления и более четкое позиционирование дошкольного образования. В то же время разнесениепрофильных задач между федеральными проектами «Поддержка семей, имеющих детей» и «Успех каждого ребенка» внутри Нацпроекта «Образование», а также между Нацпроектом «Демография» скорее всего усложнит реализацию национальной политики развития дошкольного образования, может усилить уже существующие межведомственную и межсекторную разобщенность.

Руководитель образовательных проектов Всемирного банка в России Тигран Шмис представил проведенные офисом МБРР исследования по оценке и развитию качества дошкольного образования в регионах России, начав своё выступление с того, что Всемирный банк объявил 2019 год годом кризиса образования.

Представленный ректором Международной педагогической академии дошкольного образования, почетным председателем Ассоциации развития качества дошкольного образования, главным редактором журнала «Современное дошкольное образование. теория и практика» Николаем Вераксой и проректором МПАДО Ириной Комаровой доклад «Глобальные проблемы дошкольного образования» содержал положение о том, что сегодня необходимо активнее переносить модели образования из системы дошкольной в школьную (как это происходит во всем мире), а не наоборот. По мнению авторов,«только дошколка, а не школа, дает механизм феноменального объема усвоенного материала».

Ведущий научный сотрудник  ЦЭНО РАНХиГС Елена Семионова представила результаты проведенного в России исследования по вопросам доступности качественного дошкольного образования. Показатели от охвата детей дошкольным образованием до доли детсадов, имеющих проблемы с водопотреблением и водоотведением, но также имеющих персональные компьютеры, доступные для использования детьми может быть не во всём соответствуют представленной Тиграном Шмисом системе оценки показателей ECERS, применяемой в США и Великобритании, но дают понять, в каком направлении необходимо двигаться регионам.

Ведущий научныйсотрудник ЦЭНО РАНХиГС Валерий Григорьев представил аудитории разработанные Центром новые подходы к оценке параметров состояния и развития региональных систем дошкольного образования, содержащие основные характеристики и ограничители, методологии оценки и примеры применения методик в отношении федеральных округов, но с возможностью применения в субъектах Федерации и на муниципальном уровне с выходом на графики и параметры управленческих решений по развитию системы дошкольного образования.

Директор Института развития образования НИУ – Высшая школа экономики Ирина Абанкина представила исследование «Правовые основанияи финансово-экономические механизмы оказания методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи», в котором описала существующуюи перспективную структуру дошкольного образования, проблемы раннего развития и консультативной помощи родителям в контексте вызовов будущего, отметив, что численности логопедов и дефектологов сильно дифференцированы по регионам. Отдельно Ирина Абанкина остановилась на уровне вовлечения негосударственного сектора в системе дошкольного образования, отметив, что удельный весчастных дошкольных образовательных организаций в общей численности организаций составляет чуть больше 2 %, а удельный вес воспитанников в негосударственном секторе (в общей доле воспитанников) составляет 1,4 %. Лидерами являются Самарская область, Республика Саха, ЯНАО и Хабаровский край. После этого доклада и доклада Татьяны Клячко участвующие в конференции представители частного и общественного сектора дошкольного образования в очередной раз обратились к организаторам с предложением о необходимости устранения имеющихся перекосов в финансировании частной и бюджетной системы дошкольного образования. В завершении докладчик остановилась на предложениях по совершенствованию законодательного регулирования, формированию государственного (муниципального) задания и методическому обеспечению.

Научный сотрудник ЦЭНО РАНХиГС Лариса Бедарева представили «Скользящий прогноз развития экономики и финансов в сфере дошкольного образования до 2031 г.» Основная цель разработки прогноза экономики и финансов  – обоснование потребности региональной системы дошкольного образования на период до 2031 г., с учетом происходящих демографических изменений, в:местах в дошкольных образовательных организация;педагогических кадрах; бюджетном финансировании.

Завершая первую часть конференции директор ЦЭНО РАНХиГС, директор по стратегии и методологии ФИРО РАНХиГС, член экспертной группы по Национальному проекту «Образование» представила доклад «Дошкольное образование: национальные проекты и их реализация – экономический аспект», а также проанализировала выступления экспертов. Как и в выступлениях Тиграна Шмиса и Николая Вераксы Татьяна Клячко остановилась на КривойХекмана, демонстрирующей примат экономической эффективности инвестиций в воспитание и образование детей младшего возраста, по сравнению со всеми другими видами и типами образования. Проанализировав структуру расходов на образование в консолидированном бюджете России, распределение расходов на образование между федеральным бюджетом и консолидировнным бюджетом субъектов Федерации, структуру бюджета Нацпроекта «Образование» и положениями Нацпроекта «Демография», касающимися дошкольной тематики (в т.ч. в части создания мест в частных детских садах),  эксперт предложила вниманию аудитории таблицы «Сколько денег надо образованию?».

Модератором второй части конференции «Дошкольное образование: проблемы и целеполагания» выступила  руководитель Центра социализации и персонализацииобразованиядетейФедерального института развития образования РАНХиГС,член Экспертного совета по дошкольному образованию при Комитете Государственной Думы по образованию и науке Наталья Тарасова.

Представляющая «третий сектор» дошкольного образования Санкт-Петербурга руководитель общественной инициативы «Качественная педагогика ХХI века» Анна Золотова выступила с докладом «Ресурсы профессионального сообщества», также начинающимся с Кривой Хекмана и его посыла «Превентивное вмешательство является более эффективным и дает более благоприятные результаты, чем позднее восстановление».Отдельно остановившись на актуальности развития межведомственного сотрудничества систем здравоохранения и образования ради интересов  маленьких детей, реализованного в рамках грантовой программы Президента Российской Федерации, Анна Золотова остановилась на необходимости развития системы дошкольного образования на местах в формате кластерной модели, более эффективной и применимой в условиях России, чем так и не начавшей работать в интересах образования модели частно-государственного партнерства.

Наталья Тарасова представила в своём докладе результаты проведенного ФИРО мониторинга образовательных программ дошкольного образования, реализуемых в соответствии с ФГОС, целью которого было изучение степени востребованности существующих программ в практике дошкольного образования, а также выявление дефицита программного обеспечения. Мониторинг был проведен в формате организованного разработчиками навигатора программ дошкольного образования.  В мониторинге приняло участие 14923 образовательные организации из 78 субъектов Федерации. Опрашивались отдельно специалисты сферы управления дошкольным образованием и воспитатели. О наличии дефицита методического обеспечения заявили 21,24% опрошенных. Наивысший результат получила программа «От рождения до школы», набравшая 75,03%. Образовательная программадошкольного образованиядля детей с тяжелыми нарушениями речи(общим недоразвитием речи)с 3 до 7 лет из Санкт-Петербурга набрала 24,96%, а также питерская программа «Детство» набрала 16,59%. Порадовал исследователей процент вновь разработанных программ дошкольного образования, составивших пул на 29,31%. В завершении Наталья Тарасова остановилась на проблемах и целеполаганиях развития системы дошкольного образования в России.

Принявшая участие в работе конференции заведующая кафедрой дошкольной педагогики МГОУ, вице-президент Международного союза педагогов и родителей Тамара Комарова - один из авторов программы «От рождения до школы», в ходе неформального общения сообщила, что программа уже переведена на китайский, татарский и японский языки и вполне может быть основой для начала зарубежной и межстрановой экспансии формата мягкой силы в сфере дошкольного образования.

Ведущий научный сотрудник Центрасоциализации и персонализацииобразованиядетей ФИРО РАНХиГС, председатель Экспертного совета по дошкольному образованию при Комитете Государственной Думы по образованию и науке Татьяна Дороновавыступила с докладом «К вопросу о создании условий для раннего развития детей в возрасте до трёх лет в дошкольных образовательных организациях». Основной мотив выступления заключался в констатации практически полного отсутствия условий для подготовки кадров даже не столько воспитателей, а именно новой гибридной профессии воспитателей - медицинских сестер по уходу за детьми до 3-х лет для ясельного сегмента дошкольного образования. Для этого сегодня в стране нет ни инфраструктуры, ни информационно-образовательных, ни человеческих ресурсов. Нет пока и понимания между системами образования и здравоохранения, как решать эту проблему и сколько это будет стоить.

Старший научный сотрудник Центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС, член Экспертного совета по дошкольному образованию при Комитете Государственной Думы по образованию и науке Сергей Дороноввыступил с презентацией «Требования к созданию предметно-пространственной среды для развития детей раннего и дошкольного возраста». Основная идея выступления – в дошкольных структурах сегодня практически нет средств на закупку красок, карандашей, альбомов, развивающих игр, игрушек и иных средств развития мелкой моторики, внимания, прочих значимых для психо-физического развития ребенка до 7 лет предметов и расходных материалов, но при этом ФЗ-44 практически не позволяет эффективно использовать даже существующие средства, создавая условия в т.ч. для формирования коррупционной составляющей.

Руководитель методической службы Института среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского Московского городского педагогического университетаНаталья Воробьева представила презентацию «Современные подходы к развитию профессиональных компетенций будущих воспитателей: проблемы и пути решения». Рассказав о системе и структуре среднего педагогического образования в МГПУ. Из 3334 обучаемых по программам СПО в 2018 г. 710 студентов учатся по программам дошкольного образования, а 353 – по программам коррекционного дошкольного образования. При этом возможен переход в систему высшего образования (бакалавриат) по сокращенной форме обучения по смежным специальностям. В Институте СПО существует продуманное сочетание практикоориентированной и академической подготовки, в том числе и в системе дошкольного образования. Формируются компетенции будущего, в том числе такие как артпедагог, менеджер детских проектов. Разработка компетенций будущего сопровождается стажировками на будущих местах работы, демонстрационными экзаменами, внедрением компетенций WS. Создан новый формат сотрудничества с работодателями.

Научный сотрудник ЦЭНО РАНХиГС Галина Товарева представила презентацию «Преемственность дошкольного и начального общего образования: взгляд родителей младших школьников» в которой были отражены география мониторинга, объем и структура выборочных совокупностей, иные значимые показатели. Представлены результаты проведенного исследования: 84,3% родителей младших школьников (участников социологического опроса) сообщили о том, что ребенок получал дошкольное образование в дошкольной образовательной организации;52,4% родителей младших школьников полностью удовлетворены качеством полученного дошкольного образования;7,8% родителей младших школьников выразили мнение о том, что в детском саду осуществлялся только уход и присмотр за ребенком;70,2% родителей младших школьников отметили наличие преемственности дошкольного и начального общего образования;47% учителей считают необходимым введение предшкольного образования (в селах – 52%, в региональных столицах – 43%);27,2% учителей полагают введение предшкольного образования необязательным.

Научный сотрудник Центра консалтинга,образовательного аудита и внедрения инноваций в образование ФИРО РАНХиГС Анастасия Прохорова представила свой взгляд на тему «Кинопедагогика старшего дошкольного возраста: проблемы и перспективы развития», отметив недостаточность научно-методической поддержки проектов в сфере кинопедагогики, отсутствие концепции кинопедагогики и кинопсихологии, недостаток отбора качественных материалов для дошкольных медиатек. Целью работы должно стать формирование медиаграмотности старших дошкольников средствами анимации и кино.

Генеральный директор ЗАО «Е-Паблиш»Дмитрий Баландин представил доклад «Цифровая экономика и дошкольное образование» и модель «Портфолио воспитателя». Остановившись на мотивации использования ИКТ в дошкольном образовании отмечено, что для родителей драйвером использования являются гаджеты с новыми возможностями, сетевой медиа-контент, компьютеризированные и роботизированные игрушки. Для системы дошкольного образования драйвером является профильная нормативно-правовая база.Областями использования ИКТ в системе дошкольного образования обозначены: представление дошкольной организации в сети, включая сайты образовательной организации, социальные сети, иные телекоммуникационные медиа; коммуникации между образовательной организацией и населением; закупка товаров и услуг для нужд образовательной организации; задание/отчетность образовательной организации; представление педагогов в сети – электронные портфолио; обмен педагогическим опытом в сети; медиа контент. Обозначены проблемы:

  1. централизация-децентрализация: с одной стороны, для мониторинга и анализа системы дошкольного образования требуется единая информационная платформа, с другой стороны, использование единственной платформы создаст монополию;
  2. дублирование: различные информационные системы требуют многократного ввода одних и тех же данных; 
  3. аутентификация пользователей: каждая информационная система имеет свою аутентификацию;
  4. отсутствие федеральных нормативно-правовых актов по электронным портфолио педагогов;
  5. контент: следует очень осторожно предоставлять компьютер непосредственно детям в дошкольном возрасте.
На каждую проблему предложен алгоритм решения. В ходе неформального обсуждения проблемы № 1 в части «для мониторинга и анализа системы дошкольного образования требуется единая информационная платформа» эксперты пришли к выводу о возможном сотрудничестве представленной Дмитрием Баландиным модели для оценки параметров состояния и развития региональных систем дошкольного образования, содержащих основные характеристики и ограничители, методологии оценки, представленные Валерием Григорьевым.

Советник ректората Бурятского государственного университет Андрей Козулин завершил программу конференции выступлением на тему «Нормативно-правовое обеспечение и проблемы формализации дошкольного образования». Начав с того, что он представляет собой и родителя детей, посещавших детский сад, и депутата Улан-Удэнском городского совета депутатов, на территории округа которого расположены четыре детских сада, проблемы которых постоянно приходится решать, а также специалиста в области воспитания и детей и молодежи – будущих и настоящих молодых родителей, докладчик представил ситуацию с обеспечением детей дошкольным образованием по состоянию на 01.01.2018 г.Население Улан-Удэ – 434,8 тыс.чел. Охват детей 3-7 лет услугами дошкольного образования (Отчет Администрации г. Улан-Удэ) – 97%. Число детей, посещающих детские сады – 22236. Число детей, состоящих в очереди на получение места в детский сад – 18241. Реальная доля обеспеченности детей детскими садами – 54,9%. Но главным предметом рассмотрения является нормативно-правовая база – давлеющая над системой дошкольного образования. ФГОСы, СНИПы, ГОСТы, требования прокуратуры, органов управления образованием, надзорных органов превращают и руководителей дошкольных организаций и воспитателей в манипуляторов, скрывающих несоответствия реального положения вещей существующей нормативно-правовой базе. Если у построенного 50 лет назад детского сада ширина лестничных маршей уже предусмотренного в нормативах можно только или снести строение и построить новое, или реконструировать строение (при этом цена реконструкции может оказаться выше цены постройки нового здания).Третий вариант – жить дальше, т.к. детей где-то нужно содержать, а средств ни на постройку нового, ни на реконструкцию старого нет. Докладчик предложил выводы, которые целесообразно учитывать при реализации Нацпроекта «Образование».

По завершении конференции эксперты, представители РАНХиГС и Фонда поддержки образования подвели итоги проведенного мероприятия и обсудили перспективы дальнейшей работы.

Центр экономики непрерывного образования, ФИРО и партнерские организации подготовили и распространили на конференции компакт-диск «Дошкольное образование: проблемы и перспективы развития», содержащий материалы по тематике мероприятия.

Участники конференции получили приглашения на очередные мероприятия, подготавливаемые ЦЭНО и ФИРО РАНХиГС при поддержке партнерских организаций – экспертного семинара «Успешный и неуспешный российский школьник. Успешная и неуспешная российская школа» 22 ноября в РАНХиГС и Всероссийской научно-практической конференци с международным участием «Среднее профессиональное образование: практика и управление» 29-30 ноября в Экспофоруме в Санкт-Петербурге.

Обзор мероприятии подготовлен Алексеем Демидовым ЦЭНО РАНХиГС.

Президентская академия – национальная школа управления