В Президентской академии в формате видеоконференции состоялся экспертный семинар «Кинообразование и медиапедагогика в отечественной и зарубежной системе образования: проблемы и перспективы развития».

Семинар организован Федеральным институтом развития образования (ФИРО) РАНХиГС и Центром экономики непрерывного образования (ЦЭНО) РАНХиГС в сотрудничестве с Комиссией по развитию арт, медиа и киноиндустрий «ОПОРЫ РОССИИ» и ВДЦ «Орленок». Мероприятие проведено в рамках реализации проекта Президентской академии «Основные тенденции развития и реформирования российской системы образования» и разработки инструментария перспективных направлений реализации Национального проекта «Образование».

Основные акценты семинара были сделаны на проблемах развития механизмов реализации целей и задач, изложенных в паспорте Национального проекта «Образование», в том числе в контексте обращения профильной комиссии «ОПОРЫ РОССИИ» к ректору Академии Владимиру Мау по рассматриваемой проблематике.

В Москве экспертный семинар открыли старший научный сотрудник ЦЭНО РАНХиГС, председатель правления и координатор Программы «Медиаобразование» МОО «Информация для всех» Алексей Демидов и заместитель директора Центра консалтинга, образовательного аудита и внедрения инноваций в образование ФИРО РАНХиГС Ольга Подольская. В «Орленке» – председатель федеральной Комиссии «ОПОРА РОССИИ» по развитию арт, медиа и киноиндустрий Евгений Юматов и начальник управления информацией и связей с общественностью ВДЦ «Орленок» Ирина Калищук.

Евгений Юматов представил проект по созданию сети медиапарков в регионах России и сообщил о проводимых подготовительных мероприятиях. Ирина Калищук рассказала о первых шагах сотрудничества «ОПОРЫ РОССИИ», «Лидер Фильма» и «Орленка» по развитию кинообразования и медиапедагогики в ведущем федеральном центре дополнительного образования детей. Спикер отдельно остановилась на теме развития инфраструктуры, подготовке как специалистов, работающих с детьми, так и самих детей – будущих представителей киноиндустрии России. Кроме того, отдельно Ирина Калищук уделила отдельное внимание опыту проведения кинофестиваля «Бумеранг».

Начальник лагеря «Штормовой» ВДЦ «Орленок» Богдан Кучеренко и региональный директор международной программы студенческого социального предпринимательства Enactus Елена Нагорная представили опыт развития кинообразования в «Орленке» и свое видение перспектив развития сети медиапарков.

Особый интерес у членов семинара вызвали выступления ребят – участников организованной «Лидер Фильмом» в «Орленке» медиасмены. Кирилл из Орла, Никита из Липецка и Родион из Омска рассказали о своем позитивном опыте участия в медиасмене и высказали надежду на продолжение начатого обучения по перспективным для них направлениям, в том числе и в своих регионах на базе создаваемых медиапарков. Из Екатеринбурга к участникам семинара присоединился один из руководителей региональной «ОПОРЫ РОССИИ» Артем Терентьев, поддержавший сетевой проект создания медиапарков и готовность Урала присоединиться к создаваемой модели.

Выступавший в Москве доцент философского факультета МГУ Тарас Вархотов представил доклад «Аудиовизуальные средства коммуникации в образовании: потенциал и ограничения». Эксперт сделал акцент на необходимости серьезного подхода к формированию мировоззрения будущих молодых представителей кино- и медиаиндустрии.

Заведующая кафедрой МПГУ Елена Изотова в своей презентации «Психологический анализ эмоциональной реальности кинозрителя как инструмент его личностного развития и воспитания» остановилась на вопросах формирования эмоциональной сферы молодых россиян с использованием средств кино и анимации. Предложенную спикером линейку киновидеоконтекта высоко оценили аудитории и в Президентской академии, и в «Орленке».

Алексей Демидов выступил с презентацией «Сеть медиапарков России: политика, право, экономика и управление». Спикер обратил внимание участников семинара на историю развития тематики кинообразования и медиапедагогики в России, остановившись на возможных перспективах участия ЦЭНО РАНХиГС в формировании модели экономики и управления создаваемой сети медиапарков, а также перспектив участия ФИРО РАНХиГС в разработке моделей методического и методологического обеспечения деятельности медиапарков. Предложенная позиция была поддержана представителем ФИРО Ольгой Подольской.

Научный сотрудник Центра консалтинга, образовательного аудита и внедрения инноваций в образование ФИРО РАНХиГС Анастасия Прохорова вместе с Ольгой Подольской представили презентацию «Медиаобразование детей младшего возраста в отечественной и зарубежной педагогической практике». Выступающими также были представлены материалы исследования директора ЦЭНО Татьяны Клячко «Успешный и неуспешный школьник», показывающие, что 15,7 % учеников 8-9 классов не могут освоить сегодня школьную программу. Авторы презентации огласили гипотезу: «если формировать медиаграмотность с младшего возраста, то в 8-9 классах повысится процент учащихся, которые могут полностью освоить школьную программу», а также предложили проверить гипотезу в рамках НИР, в том числе на площадках создаваемых медиапарков.

Свои презентации также представили другие эксперты. Исполнительный директор Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России Елена Бондаренко выступила по теме «Кинообразование для школьников в Российской Федерации: тенденции развития (краткая характеристика ситуации)», а ректор Академии инновационного образования и развития Ольга Рубцова представила презентацию «Кинообразование и культура информационной безопасности: опыт России и Франции».

Президентская академия организовала прямую трансляцию экспертного семинара, к которой присоединились многие эксперты из регионов Российской Федерации. В частности, руководитель научной школы «Медиаобразование и медиакомпетентность», почетный президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, главный редактор журнала «Медиаобразование» Александр Федоров представил свой онлайн доклад «Проблемы развития медиаобразования в России».

Завершая работу семинара Алексей Демидов предложил сформировать межведомственную и межсекторную рабочую группу, которая сможет продолжить развитие тематики кинообразования и медиапедагогики в сетевом формате медиапарков.

Презентация А. Федорова
Презентация О. Подольской
Презентация О. Рубцовой
Доклад О. Рубцовой
Презентация Е. Бондаренко
Презентация А. Демидова
Доклад Т. Вархотова