Центр экономики непрерывного образования

 

С 14 по 17 октября 2018 года в Российском университете дружбы народов успешно прошла Международная научная конференция «Информатизация непрерывного образования» - «Informatization of Continuing Education — 2018 (ICE-2018)», посвященная обсуждению особенностей и перспектив создания и использования образовательных электронных ресурсов, формирования платформ электронного и дистанционного обучения, подготовки педагогов в условиях информатизации, развития содержания, методов и средств обучения информатике в системах общего, профессионального и дополнительного образования.

В работе конференции приняло участие 476 представителей сферы образования, науки, культуры, коммуникации, IT-сектора, чиновников, бизнесменов и представителей «третьего сектора». Виртуально в работе конференции приняло участие еще более 700 человек. Мероприятие охватило большую часть регионов России и более двадцати стран мира. С докладами на пленарном  заседании выступили ректор РУДН, председатель ВАК Владимир Филиппов, ректор МГПУ Игорь Реморенко, директор Института информационных технологий в образовании ЮНЕСКО Тоо Чжань, представители ведущих вузов США (MIT), Австрии, Германии, Италии, России.

Центр экономики непрерывного образования Президентской академии организовал и провёл в первый день конференции секцию № 1«Информационные технологии в управлении и экономике непрерывного образования», модераторами которой выступили директор Центра экономики непрерывного образования - директор по стратегии и методологии Федерального института развития образования РАНХиГС, член экспертной группы по национальному проекту «Образование» Татьяна Клячко и заместитель директора ЦЭНО Елена Полушкина.

Открыл секцию доклад представителей ЦЭНО Елены Семионовой и Галины Токаревой «Школа и компьютер: взгляд учителей и родителей», в котором были представлены результаты проведенного ЦЭНО мониторинга применения информационных технологий в школе, а также федерального статистического наблюдения и показатели обеспеченности компьютерами в России и в странах OECD.

Проректор по информатизации и оценке качества образования Томского ИПКРО Борис Илюхин развил тематику информатизации школы и выступил с сообщением «Информационное обеспечение принятия управленческих решений системы общего образования». По его мнению, в настоящее время наблюдается разрыв между  стремительным развитием информационных систем сбора и обработки информации в  образовании и использованием данных из этих систем для управления в образовании. «Возможные причины данного разрыва: - непроработанность методик использования данных для принятия управленческих решений; - отсутствие необходимых знаний в области использования данных у значительной  части руководителей и специалистов системы общего образования;  - недостаточное внимание руководителей в системе общего образования  (региональный, муниципальные ОИВы, директора школ) к использованию
 существующих инструментов оценки».

Старший научный сотрудник ЦЭНО Елена Ломтева выступила с презентацией «Информатизация как приоритетное направление в системе управления средним профессиональным образованием» в которой представила краткий обзор российской системы СПО, привела пример внедрения единой информационно-управленческой системы СПО  на базе 1С, представила показатели технической оснащенности организаций СПО в разрезе федеральных округов (износ, в % к первоначальной стоимости), уровень компьютерной грамотности педагогических работников, а также использования информационных технологий в образовательных организаций системы СПО. Отдельно докладчик остановилась на возрастной структуре педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы СПО и уровне информатизации системы среднего профессионального образования. Елена Ломтева пригласила участников  конференции принять участие в работе Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Среднее профессиональное образование: практика и управление», проводимой при участии РАНХиГС 29-30 ноября в Петербурге.

Заместитель директора Института проблем безопасности НИУ ВШЭ Наталья Седова представила доклад «Проблемы создания информационной среды при реализации майнора «Безопасность предпринимательской деятельности» в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики». Майнор (дополнительный профиль)  — учебный цикл в рамках образовательных программ бакалавриата НИУ ВШЭ, представляющий дополнительную образовательную траекторию для обучающихся сверх подготовки по основному образовательному направлению. Относится к вариативной части образовательной программы и реализуется как выбор обучающимися ряда дисциплин Майнор - важная составляющая новой образовательной модели бакалавриата, реализация которой стартовала в НИУ ВШЭ в 2014 году.

Директор Департамента по развитию и академической политике Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева Лариса Нефёдова открыла тематику секции, касающуюся высшего профессионального образования и выступила с презентацией «Повышение качества образования: Идеи и опыт реализации», в рамках которой представила участникам секции систему и структуру качества высшего образования на примере своего вуза, в приложении к стратегическим документам, реализации обратной связи и иным значимым показателям и направлениям деятельности.

Ведущий научный сотрудник ЦЭНО РАНХиГС Владимир Куклин представил доклад «Информационное обеспечение системы непрерывного образования: проблемы актуализации и интеграции информационных ресурсов», оттолкнувшись в нём от анализа «Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти» в приложении к рассматриваемой тематике. Разобрав проблематику информационных ресурсов системы образования, качества информационного обеспечения, целевых групп пользователей и их потребностей, докладчик внёс ряд предложений по решению выявленных проблем, в том числе: организация портала (возможно, на базе «Российское образование»), обеспечивающего доступ к статистической информации сферы образования в едином интерфейсе; сокращение сроков публикации информации (обеспечить доступность данных в течение не более одного месяца с момента их предоставления образовательными организациями); разработать и ввести в эксплуатацию «нормальный» интерфейс доступа к данным, с учетом различных потребностей целевых групп пользователей.

Завершил секцию доклад научного сотрудника ЦЭНО РАНХиГС Анны Полушкиной «Информатизация вуза и критерии оценки ее эффективности».

В работе секции приняли участие 34 представителя сферы образования, науки, экономики, IT-сектора из регионов России и Казахстана, которые приняли участие  как в обсуждении докладов, так и в обозначении отдельных тем.

Модератор секции Елена Полушкина подвела результаты секции и пригласила участников мероприятия на организуемые Президентской академией конференцию по дошкольному образованию 15 ноября с.г. и экспертный семинар «Успешный и неуспешный российский школьник. Успешная и неуспешная российская школа», намеченный на 22 ноября с.г.

По вопросам оценки проведенных и участия в предстоящих мероприятий предлагается обращаться к Демидову Алексею Александровичу, тел. +7 965 254 76 25, факс +7 499 956 95 25 e-mail:

Президентская академия – национальная школа управления