Внесение правительством в Госдуму законопроекта о введении так называемого «налога на тунеядство» до конца 2016 г. не планируется. По словам главы Минтруда Максима Топилина, пока отсутствует сам текст законопроекта.

Введение «налога на тунеядство» возможно при соблюдении определенных условий и четком понимании целей.

Первая возможная цель – обложить налогом граждан, получающих доходы из незадекларированных или скрытых от государства источников, определить получение которых можно только оценивая уровень их жизни. Эти граждане пользуются дорогими машинами, недвижимостью, ведут образ жизни, требующий больших доходов.

Другая цель – обложить налогом неработающих граждан, которые живут за счет своих родственников, близких, тунеядствуют в прямом смысле этого слова.

Из информации, которая была передана из Министерства труда РФ, непонятно, какую цель преследует эта инициатива, т.к. механизмы реализации двух вышеописанных целей принципиально разные.

В случае если этого типа налог будет введен, то в зависимости от указанных целей должно применяться совершенно разное администрирование.

Обе категории граждан пользуются государственными услугами, государственными сервисами, здравоохранением и т.п., но при этом они либо не работают, либо скрывают свои источники дохода. То есть они, пользуясь всеми услугами государства, совершенно не делают своего вклада в финансирование получаемых услуг. И это несправедливо по отношению к тем, кто платит налоги со своих доходов и, таким образом, субсидирует тех, кто прячется от уплаты налогов или не хочет трудиться.

Если мы говорим о действительно тунеядцах с точки зрения понятия русского языка, то требуется совершенно иной механизм. В данном случае государство должно предпринять определенные действия по трудоустройству этих граждан. Региональные власти должны не только предлагать «какие-то» рабочие места, чтобы обеспечить занятость людей, они должны предлагать места сообразно их профессии, либо предлагать переквалификацию, то есть обучение и затем трудоустройство. Большинство граждан получало бесплатное образование, а это означает, что государство оплачивало их обучение, и сейчас оно должно быть заинтересовано в том, чтобы они реализовывались профессионально, делая вклад в ВВП страны.

Региональные власти должны нести ответственность за наличие рабочих мест как для квалифицированных, так и неквалифицированных работников. При текущем сокращении рабочих мест и бездействии региональных властей по исправлению ситуации от государства потребуются дополнительные усилия, связанные с трудоустройством граждан. Это спорный момент, так как готовность регионов в настоящее время действительно нести серьезную ответственность вызывает сомнения.

Возвращаясь к первой возможной цели подобных инициатив – к контролю за расходами: должна быть введена специальная система администрирования, которая связана с выявлением и с сопоставлением стоимости имущества (оценкой уровня жизни) гражданина и его задекларированных доходов.

Итогом должно стать либо декларирование определенного дохода по принципу патента или указание источника своих доходов. В любом из перечисленных случаев налог должен быть уплачен в бюджет.

Практика контроля за расходами общеизвестна и применяется, в частности, в ряде стран Европейского Союза и США. Также привлечение граждан к «участию в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов» осуществляется в Республике Беларусь с 1 января 2015 г. Налоговые органы вправе «осуществлять контроль в сфере декларирования доходов и имущества и контроль за соответствием расходов граждан доходам на основании имеющихся …сведений…», и если источник дохода не будет установлен, то налогообложению будут подлежать суммы превышения расходов над доходами. При этом нормативный акт, устанавливающий данный налог, предполагает ряд мер в сфере системы трудоустройства Республики Беларусь.

В любом случае, такого типа налог – это не налог «на тунеядство» в буквальном смысле. Более подходящий термин – контроль за расходами, и его введению должна предшествовать определенная подготовка не только в рамках налогового законодательства, но и в сфере обеспечения занятости населения с целью реализации конституционных прав на труд.

Наталья Корниенко