В среду, 5 октября, газета «Коммерсантъ» опубликовала ряд положений проекта основных мер в области налоговой политики на 2017–2019 годы, разработанного Министерством финансов РФ Согласно информации, представленной изданием, в проекте предлагается повысить в 2017 г. специфический компонент акциза на сигареты с 1 420 руб. за 1000 шт., что предусмотрено текущей редакцией статьи 193 НК РФ, до 1 560 руб. за 1000 шт. Также планируется удерживать темп повышения акцизов на сигареты на уровне 10% и в последующие 2018 г. и 2019 г.

При указанном повышении акцизов, согласно нашим расчетам, средневзвешенная цена за пачку может повыситься с нынешних 90 руб. до 104 руб. в 2017 г., 109 руб. в 2018 г. и 115 руб. в 2019 г.

По данным Euromonitor  Int. в 2015 г. доля нелегального оборота составила 3,1%. Оценки российских экспертов по 2016 г. не только существенно меньше этого уровня, но даже демонстрируют снижение. Учитывая, что цены на сигареты в России значительно ниже, чем в Евросоюзе, можно ожидать сохранения текущей оптимистичной тенденции в краткосрочной перспективе, предполагающей, что при указанном в проекте повышении ставок доля нелегального оборота не превысит 5%. В этом случае доходы бюджета от акцизов на сигареты могут составить 540 млрд руб. в 2017 г., 542 млрд руб. в 2018 году и 548 млрд руб. в 2019 г.

Однако нельзя исключать переход к пессимистичному сценарию, согласно которому при реализации данных мер доля контрабанды и контрафакта достигнет 15% в 2019 г. Это связано с тем, что негармонизированные на сегодняшний день ставки в ЕАЭС создают стимулы для роста нелегальных трансграничных потоков, а при увеличении разрыва в ставках между странами-участницами и отсутствии контроля во всех странах ЕАЭС за оборудованием данные процессы могут интенсифицироваться. При реализации такого сценария поступления от акцизов на сигареты могут составить 500 млрд руб. в 2017 г. и уменьшаться в последующие 2018–2019 гг. (499 и 498 млрд руб. соответственно).

Согласно проведенным расчетам, заявленное повышение акцизов даже при росте нелегального оборота до 15% к 2019 г. может способствовать сокращению доли курящего населения с 33% до 25–23%. Таким образом, данные меры соответствуют целям здравоохранения и позволяют в краткосрочной перспективе увеличить бюджетные поступления, хотя дополнительные доходы будут меньше ожиданий Минфина: не превысят 200 млрд руб. при оптимистичном сценарии и 100–80 млрд руб. при пессимистичном сценарии. При имплементации данных мер требуется проводить мониторинг динамики нелегального рынка и при необходимости принять соответствующие меры.

Наталья Корниенко
Елисей Леонов