Печать
Весной текущего года впервые были опубликованы данные по Системе показателей для оценки эффективности управления государственным имуществом.

Она была утверждена Постановлением Правительства РФ от 29 января 2015 г. № 72 взамен показателей мониторинга государственного сектора экономики, проводившегося Росстатом еще с начала 2000-х гг. на основании Постановления Правительства РФ от 4 января 1999 г. № 1 (в последующей редакции от 30 декабря 2002 г.).

Система показателей для оценки эффективности управления государственным имуществом и формирования статистического наблюдения включает 64 показателя, сгруппированные в 5 следующих разделов. I. Структура хозяйствующих субъектов, относящихся к государственной собственности (с выделением данных по РФ и ее субъектам).



II. Управление акционерными обществами (АО), акции которых находятся в федеральной собственности, федеральными государственными унитарными предприятиями (ФГУПами) и федеральными государственными учреждениями (ФГУ) (с выделением 3 соответствующих подразделов).

III. Приватизация федерального имущества.

IV. Управление объектами федерального недвижимого имущества (с выделением 2 подразделов: по земельным участкам и прочим объектам).

V. Перераспределение федерального недвижимого имущества, в том числе между различными уровнями публично-правовых образований.

В отличие от мониторинга государственного сектора экономики, проводившегося с начала 2000-х гг., к наполнению новой системы показателей помимо Росстата подключены еще 3 ведомства: Казначейство России, Росимущество и Росреестр.

Однако наиболее весомая нагрузка остается за Росстатом, который должен обеспечивать сбор информации по 29 показателям, представляющим обширный набор данных по структуре хозяйствующих субъектов, относящихся к государственной собственности, и управлению ими (большинство показателей разделов Iи II). Росимущество является ответственным за индикаторы использования федерального недвижимого имущества (7 показателей, включая раздел V полностью) и приватизации (5 показателей), а также за 2 показателя, касающихся АО с госучастием. Казначейство на основании показателей бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета и бухгалтерской отчетности федеральных бюджетных и автономных учреждений формирует данные по основным видам бюджетных доходов от использования, приватизации и продажи государственного имущества (9 показателей), а также по состоянию основных фондов федеральных государственных органов и ФГУ (3 показателя). Росреестр предоставляет информацию об управлении земельными участками, находящимися в федеральной собственности (9 показателей).

К началу 2016 г. по данным Росстата совокупность хозяйствующих субъектов, относящихся к государственной собственности, насчитывала 65,6 тыс. ед., оказавшись более многочисленной по сравнению с последними полугодовыми данными мониторинга государственного сектора экономики по состоянию на середину 2014 г. (63,6 тыс. ед.). С позиций охвата субъектов хозяйствования в новой системе произошел переход к учету всех хозяйственных обществ с долей государства безотносительно ее размера (ранее принадлежность к госсектору определялась долей государства в капитале более 50%) при выпадении такого важного элемента госсектора, как хозяйственные общества, где более половины капитала находится в собственности хозяйственных обществ, относившихся к госсектору, что делает ее лишь ограниченно сопоставимой с данными за предыдущие годы. Однако при этом и по сопоставимым категориям субъектов наблюдались увеличение их численности (учреждения) или стабилизация (унитарные предприятия).

Основную массу хозяйствующих субъектов, относящихся к государственной собственности, составили учреждения (56,7 тыс. ед. или 86,4%), среди которых можно выделить учреждения, созданные субъектами РФ, т. е. на региональном уровне (40,5 тыс. ед. или 61,7%), и учреждения, созданные Российской Федерацией, т. е. на федеральном уровне (16,2 тыс. ед. или 24,7%). Две следующие за ними по численности категории организаций многократно уступают учреждениям: удельный вес унитарных предприятий (4,3 тыс. ед.) составил всего 6,5%, а хозяйственных обществ (3,9 тыс. ед.) – 5,9%. На долю прочих организационно-правовых форм приходится всего 1,2% всех хозяйствующих субъектов, относящихся к государственной собственности.

В структуре таких хозяйствующих субъектов на федеральном и региональном уровнях имелись определенные отличия. На обоих уровнях преобладают учреждения, однако на региональном уровне их доля выше (89,3% против 81,8% на федеральном). Среди субъектов, относящихся к федеральной собственности, напротив, несколько более весомы унитарные предприятия (7,8% против 6,1%). Но наибольшие различия имеют место по доле всех прочих хозяйствующих субъектов (включая хозяйственные общества), абсолютное количество которых на обоих уровнях сопоставимо. На федеральном уровне их удельный вес почти в 2,3 раза превышает аналогичную величину на региональном уровне (10,4% против 4,6%).

При количественном преобладании унитарных предприятий субъектов РФ (2748 ед. против 1536 ФГУПов) на обоих уровнях безусловно доминировали предприятия на праве хозяйственного ведения, а доля предприятий на праве оперативного управления (или казенных) не превышала 3-4%. Более заметны отличия по структуре учреждений.

В составе учреждений, созданных субъектами РФ, преобладают бюджетные (около 23,9 тыс. ед. или 59,1%), тогда как среди учреждений, созданных РФ, доминируют казенные (более 12 тыс. ед. или 74,3%), на которые на региональном уровне при сопоставимой численности приходится 30%. Самыми малочисленными группами на обоих уровнях являются автономные учреждения. Однако на региональном уровне они в силу и абсолютной величины (более 4,4 тыс. ед.), превосходящей численность федеральных бюджетных учреждений, и своего удельного веса (примерно 11%) заняли определенную нишу, тогда как на федеральном уровне доля автономных учреждений незначительна (всего 141 ед. или менее 1%).

В отношении хозяйственных обществ информация имеется лишь по АО, в капитале которых участие государства осуществляется на федеральном уровне. Среди 1557 таких компаний более чем в половине из них (816 ед.) доля государства (свыше 50% капитала) позволяет ему осуществлять полноценный мажоритарный контроль. Довольно велик оказался удельный вес компаний с миноритарными госпакетами (до 25% капитала) (567 ед. или 36,4% всех АО). На долю компаний, где государство располагало инструментами частичного корпоративного контроля в виде блокирующего пакета акций (от 25% до 50% капитала) и специальным правом на участие в управлении («золотая акция») приходилось около 11% (174 ед.) и 5,7% (88 ед.) АО соответственно.

Подводя итоги, можно отметить, что достоинствами новой системы показателей стали переход к представлению данных в разрезе организационно-правовых форм, чего не было в рамках прежней системы показателей мониторинга госсектора, а также больший акцент ставится именно на имуществе, а также различных видах принадлежащих государству активов. Значимыми недостатками представляются ограниченность данных для уровня субъектов РФ и слабая взаимосвязь с вопросом измерения доли государства в экономике, решению которого ранее был подчинен мониторинг госсектора.

Георгий Мальгинов