Структурное подразделение: Центр исследований отраслевых рынков

Руководитель работ: Рей Алексей Игоревич, к.э.н., заведующий научно-исследовательской лабораторией, Лаборатория анализа данных и отраслевой динамики, Центр исследований отраслевых рынков ИПЭИ

Сроки выполнения: 2022 год.

Актуальность исследования: Для каждой закупающей фирмы важно так построить стратегию выбора поставщиков, чтобы снизить издержки по закупкам, максимизировать качество получаемых товаров и услуг и минимизировать риски сбоев в заключенных контрактах. В то же самое время поставщик решает аналогичные задачи: пытается максимизировать прибыль от производства и продажи, минимизировать издержки, найти и поддерживать стабильный канал сбыта своих товаров. В зависимости от характеристик фирм, а также от особенностей рынка: уровня конкуренции, технической сложности товара, его уникальности, доступности и т.д. – в более слабом, зависимом положении может оказаться либо поставщик, либо заказчик. Вторая ситуация более распространенная, поэтому в исследованиях чаще всего решают задачу оптимизации выбора со стороны заказчика, который сталкивается со сбоями в поставках, низким качеством получаемой продукции и завышенными ценами. Важна также связь между устойчивыми вертикальными отношениями и уровнем конкуренции на рынках. Иногда высокие издержки переключения, возникающие, например из-за сетевых эффектов, ограничивают вход на рынок новых фирм и дают сильное конкурентное преимущество существующим. Переключение клиентов между поставщиками периодически упоминается как один из показателей того, насколько рынок конкурентный. Поэтому исследования в этой области будут полезны и для регуляторов, в том числе антимонопольной службы.Вопрос смены затрагивают не только частные сделки, но и государственные контракты. При этом, особенности системы государственных закупок накладывают дополнительные ограничения на способ определения поставщика, время проведения закупки, отбор участников и т.д.  Это не всегда приводит к сделкам, эффективным с точки зрения госбюджета и качества товара.  Серьезной проблемой остается распространенность вертикальных антиконкурентных соглашений заказчиков с участниками закупок. На данный момент процедуры распределения контрактов на государственные закупки в России не всегда прозрачны, что помогает удерживать на плаву менее эффективные фирмы, которые в противном случае ушли бы с рынка. Неэффективные компании остаются на рынке дольше, препятствуя входу на рынок новых, более инновационных и продуктивных компаний. С учетом большого количества и объемов государственных закупок, в 2019 году было заключено 3,6 млн контрактов на общую сумму 8,21 трлн рублей [Минфин 2020], очень важно понимание процесса выбора поставщиков для государственных контрактов и введение соответствующих регулирующих мер. В НИР нам будет интересно проанализировать факторы, влияющие на смену поставщиков в государственных закупках и то, как устойчивые связи между поставщиком и заказчиком влияют на цену закупок, уровень конкуренции на рынке. Создание моделей, описывающих поведение заказчиков по смене поставщиков, и установление соотношения объективных и субъективных факторов, влияющих на принятие решения о смене поставщика, могут помочь в совершенствовании действующего законодательства о закупках и уточнении наших представлений о принятии решений в иерархических многоуровневых структурах, действующих в условиях внешних ограничений.

Основная цель исследования: Оценить влияние различных экономических и поведенческих факторов на вероятность смены поставщика в государственных закупках.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • На основе теоретических и эмпирических работ выявить основные подходы к оценке вероятности смены поставщика или изменения доли поставщика в общем объеме контрактов заказчика.
  • На основе данных по отдельным отраслевым группам в государственных закупках, доступным через ЕИС ГЗ и дополнительно собираемой информации о заказчиках и участниках государственных закупок, провести предварительный анализ частоты смены поставщика.
  • Сформулировать и оценить эконометрическую модель вероятности смены поставщика.
  • Сформулировать и оценить эконометрическую модель влияния смены поставщика на результаты закупки.
  • Выработать предложения по совершенствованию государственной контрактной системы.