Структурное подразделение: Центр исследований отраслевых рынков

Руководитель работ: Гордеев Денис Игоревич, к.филол.н., научный сотрудник, Лаборатория анализа данных и отраслевой динамики, Центр исследований отраслевых рынков ИПЭИ

Сроки выполнения:  2022 год.

Актуальность исследования: Доля ТЭК в ВВП РФ в 2020 г. составила 20,8%; доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете – 28%. В структуре ТЭК розничный рынок нефтепродуктов имеет особое значение, т.к. повышение цен на нефтепродукты приводит к увеличению транспортных издержек и, соответственно, цен на промышленную продукцию, что ведет к росту издержек. Розничный рынок нефтепродуктов в РФ характеризуется высокой концентрацией и наличием ВИНК, неравномерным расположением нефтеперерабатывающих заводов (как географическим, так и с точки зрения структуры собственности) относительно центров потребления, а процедура установления цен на АЗС является непрозрачной. Учитывая природно-географические и социально-экономические различия субъектов РФ, анализ конкуренции на данном рынке на уровне регионов позволит принимать более взвешенные и обоснованные решения в вопросах регулирования отрасли, в том числе налогового.

Основная цель исследования: Оценить параметры конкурентного взаимодействия фирм-производителей и реализаторов нефтепродуктов, изучить особенности ценовой конкуренции на региональном уровне, а также получить оценки эластичностей потребления нефтепродуктов в автотранспорте с учетом региональной дифференциации. Исследовать влияние санкционной политики в отношении экспорта нефти из РФ на состояние розничного рынка нефтепродуктов

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • Систематизация факторов, влияющих на объем потребления нефтепродуктов автомобильным видом транспорта в региональном разрезе;
  • Разработка методики анализа регионального спроса на нефтепродукты автомобильным видом транспорта;
  • Разработка методики исследования факторов конкурентного взаимодействия между автозаправочными станциями и вертикально-интегрированными нефтяными компаниями на региональном уровне;
  • Формирование статистической базы данных, необходимой для проведения расчётов;
  • Оценивание степени реакции потребителей на изменение цен на нефтепродукты в региональном разрезе;
  • Оценивание влияния отдельных параметров конкурентного взаимодействия и характеристик автозаправочных станций на величину розничных цен на нефтепродукты;
  • Анализ влияния запрета на импорт нефти из РФ на розничный рынок нефтепродуктов;
  • Составление рекомендаций по регулированию сферы розничной реализации нефтепродуктов.