Структурное подразделение: Центр исследований отраслевых рынков
Руководитель работ: Гордеев Денис Игоревич, к.филол.н., научный сотрудник, Лаборатория анализа данных и отраслевой динамики, Центр исследований отраслевых рынков ИПЭИ
Сроки выполнения: 2022 год.
Актуальность исследования: В большинстве развитых и развивающихся государств мира наблюдается тренд, направленный на замещение нефтепродуктов в автотранспортном секторе в пользу альтернативных источников энергии. В данный момент наибольшую популярность среди альтернативных источников энергии представляют электричество, природный и попутный нефтяной газ. Транспортный сектор является одним из крупнейших потребителей энергии в России, вследствие чего данная тенденция может привести и к значительной трансформации энергетического сектора. Учитывая высокую налоговую нагрузку, которой облагаются энергоресурсы, поступления в бюджет также будут подвержены значительным изменениям. В связи с вышесказанным, анализ возможных изменений в потреблении энергоресурсов транспортным сектором, включая технологическую готовность и наличие спроса, а также анализ влияния трансформации потребления энергоресурсов в автотранспортном секторе на бюджет, выбросы париковых газов и потребление энергии в РФ представляются весьма актуальным.
Основная цель исследования: Количественная и качественная оценка влияния замещения продуктов нефтепереработки в автомобильном транспорте на альтернативные источники энергии на поступления в бюджет, выбросы парниковых газов и потребление различных видов энергии. Оценка трансформации сектора автомобильных перевозок под влиянием санкционной политики в отношении импортных ТС.
Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:
Неизбежность замещения продуктов нефтепереработки в автомобильном транспорте на альтернативные источники энергии очевидна. Развитие современных технологий позволяет не только сделать автомобильный транспорт значительно экологичнее, но и снизить затраты на топливо. С учетом значительного влияния нефтяного сектора экономии РФ на поступления в бюджет, данная трансформация в автомобильном секторе экономике безусловно приведет к сокращению налоговых поступлений. Кроме того, дополнительное давление на автомобильный сектор экономики оказывают санкции в отношении импорта и производства зарубежных ТС. В связи с вышесказанным, необходимо заранее проработать механизмы сглаживания, что позволит адаптировать экономику в наиболее оптимальном режиме.С целью исследования данных вопросов в рамках работы необходимо решить ряд следующих задач:
- Систематизация существующих теоретических подходов к моделированию потребления нефтепродуктов и альтернативных источников энергии в автомобильном транспорте;
- Формирование статистической базы данных, необходимой для расчёта;
- Построение прогноза потребления нефтепродуктов и альтернативных источников энергии в автотранспорте;
- Рекомендации по направлениям развития налогообложения