Структурное подразделение: Центр исследований отраслевых рынков

Руководитель работ: Каукин Андрей Сергеевич, к.э.н., руководитель центра, Центр исследований отраслевых рынков ИПЭИ

Сроки выполнения:  2021 год.

Актуальность исследования: Широкий объем академической литературы посвящен поиску факторов, вызывающих высокую и устойчивую разницу в уровнях производительности разных стран. Один из подходов предполагает, что рост производительности происходит вследствие перераспределения ресурсов в пользу более производительных фирм (Restuccia, Rogerson, 2008; Hsieh, Klenow, 2009). С другой стороны, уровень производительности также связан с объемом инвестиций в трансфер технологий и инновации (Acemoglu et al., 2015; Holmes et al., 2015). Таким образом, инновационная активность фирм повышает производительность экономики. Cтимулировать инновационную активность можно через канал внутреннего спроса. Действительно, с ростом потребительского рынка (ростом доходов населения), люди начинают покупать технологически более сложные товары, что может стимулировать рост инвестиций фирм в совершенствование технологий и инновации. Учитывая наличие у фирм некоторого горизонта планирования, ожидание будущего увеличения размера рынка для продукта отрасли может вызвать бум инновационной активности в этой отрасли. В работе будет предпринята попытка ответить на вопрос, стимулирует ли ожидание расширения внутреннего рынка отрасли инвестиции российских фирм в повышение производительности и технологический прогресс.

Основная цель исследования: Оценка влияния рыночного спроса на создание стимулов к технологическому развитию фирм и повышению качества и сложности производимой продукции в различных отраслях производства товаров длительного пользования российской промышленности

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • Систематизация подходов к оценке влияния потребительского спроса на производительность;
  • Сбор статистики по потреблению товаров длительного пользования в России, а также по производителям таких товаров;
  • Построение и эмпирическая оценка модели совокупной факторной производительности и производительности труда для количественной оценки влияния на них объемов потребительского спроса;
  • Разработка рекомендаций, направленных на стимулирование роста производительности отраслей российской промышленности.