Структурное подразделение: Центр пространственного анализа и региональной диагностики

Руководитель работ: Землянский Дмитрий Юрьевич, директор научно-исследовательского центра, Центр пространственного анализа и региональной диагностики, ИПЭИ

Сроки выполнения: 2022 год.

Актуальность исследования: Пандемия коронавируса, вынужденный переход вузов на дистант, выявил их существенное «цифро-вое неравенство», которое во многом является следствием экономического неравенства высших учебных заведений. Соответственно, встает вопрос об оценке эффективности действующей экономической модели функционирования системы высшего образования в целом, ее отдельных, прежде всего региональных, подсистем и вузов различных профилей. Вместе с тем актуальной является и оценка допустимых (эффективных) пределов неравенства вузов (региональных систем ВО) с точки зрения устойчивого развития системы высшего образования в целом. Особенно актуальным этот вопрос становится в связи с запуском новой Программы стратегического академического лидерства, которая нацелена как на повышение международной конкурентоспособности российской системы высшего образования, так и на усиление воздействия вузов на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации. В связи с этим необходимо оценить текущее экономическое состояние системы высшего образования в России и его динамику в последние годы, а также выделить факторы, непосредственно влияющие на указанное состояние. Кроме того, необходимо определить, как переход на дистанционное обучение в 2020 2021 гг. повлиял на экономическое положение системы высшего образования, ее региональных подсстем и отдельных вузов, и оценить его долговременные последствия для экономического развития данной сферы. Особенно актуальным этот вопрос становится в связи с запуском новой Программы стратегического академического лидерства – Приоритет 2030, которая нацелена как на повышение международной конкурентоспособности российской системы высшего образования, так и на усиление воздействия вузов на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации. В связи с этим необходимо оценить текущее экономическое состояние системы высшего образования в России, его динамику в последние годы, а также выделить факторы, непосредственно влияющие на указанное состояние. Кроме того, необходимо определить, как переход на дистанционное обучение в 2020–2021 гг. повлиял на экономическое положение системы высшего образования, ее региональных подсистем и отдельных вузов, и оценить его долговременные последствия для экономического развития данной сферы.

Основная цель исследования: Разработка модели оценки изменения параметров бюджета субъекта Российской Федерации при реализации инфраструктурных проектов в городах и агломерациях на территории субъекта

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • Анализ существующих методик оценки бюджетных эффектов реализации инфраструктурных проектов на территории субъектов Российской Федерации;
  • Разработка методики моделирования параметров бюджета субъекта Российской Федерации при отборе комплексных инфраструктурных проектов развития городов и агломераций на территории субъекта Российской Федерации с использованием инструментов финансирования инфраструктурных проектов;
  • Апробация методики на примере пилотных субъектов Российской Федерации, на территории которых запланирована реализация инфраструктурных проектов, финансируемых с использованием инструментов финансирования инфраструктурных проектов («инфраструктурного меню»).