Структурное подразделение: Центр экономики непрерывного образования (Клячко Т.Л.) 

Руководитель работ: Беляков Сергей Анатольевич - д.э.н., доц., в.н.с. Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ

Сроки выполнения:  2017 год

Актуальность исследования: Оценка экономической эффективности системы профессионального образования рассматривается, как правило, по двум основным направлениям: сопоставление затрат на образование с результатом, выраженным в повышении производительности человека с более высоким уровнем образования, и рационализацией использования образовательными организациями выделяемых им ресурсов, в том числе бюджетных средств. Достигнутые результаты по этим направлениям представляются достаточно скромными: до настоящего времени не разработано операционального подхода к оценке эффективности использования образовательными организациями выделяемых ресурсов, не учитываются создаваемые в системе образования нематериальные объекты, недостаточно проработанными остаются вопросы применения новых технологий, включающих дистанционные и открытое образование. Все указанные вопросы определяют актуальность проведения настоящего исследования.

Основная цель исследования: Разработка методологии оценки экономической эффективности организаций профессионального образования, включая их экономическую устойчивость, и определения направлений ее повышения. 

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • определить содержание и параметры экономической эффективности системы профессионального образования с учетом международного опыта;
  • разработать подходы к оценке экономической устойчивости организаций профессионального образования;
  • исследовать региональные стратегии развития профессионального образования (цели и задачи) в контексте социально-экономического развития регионов;
  • разработать среднесрочный прогноз развития профессионального образования;
  • провести исследование правовых проблем свободного использования интеллектуальной собственности для целей эффективного развития профессионального образования;
  • разработать предложения по формированию государственной политики для внедрения механизмов государственного-частного партнерства по использованию интеллектуальной собственности для обеспечения эффективности развития образования;
  • провести оценку состояния и перспектив использования открытых образовательных ресурсов и электронных курсов в профессиональном образовании в контексте эффективного функционирования профессионального образования с учетом международного опыта.