Структурное подразделение: Центр экономики непрерывного образования (Клячко Т.Л.) 

Руководитель работ: Краснова Гульнара Амангельдиновна - д.филос.н., проф., в.н.с. Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ

Сроки выполнения:  2017 год

Актуальность исследования: Экспорт образовательных услуг определяется в Распоряжении Правительства Российской Федерации № 1340-р от 03.09.2005 г. «О Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 гг.» как «…коммерческая реализация образовательных услуг для иностранных граждан как на территории Российской Федерации, так и за границей. Создание условий для расширения экспорта образовательных услуг направлено на активизацию внешнеэкономической деятельности учреждений и организаций высшего профессионального образования в сфере обучения иностранных студентов на коммерческой основе». Обострение конкурентной борьбы за иностранных студентов привело к появлению нового научно-практического направления по изучению образовательных рынков с целью формирования стратегий экспорта в отдельных странах и регионах, планирования и прогнозирования контингента иностранных учащихся на государственном и вузовском уровне. Наиболее развито это направление в США, Великобритании, Германии, Голландии, Австралии, где этим занимаются специализированные организации. На систематической основе ими публикуются аналитические отчеты о перспективных образовательных рынках зарубежных стран, рекомендации для национальных вузов по расширению контингента иностранных обучающихся. К сожалению, в Российской Федерации такая деятельность не ведется, хотя отдельные публикации время от времени появляются. Вместе с тем, в условиях ограниченности финансовых и организационных ресурсов, демографического фактора для российских вузов, стремящихся к увеличению числа иностранных обучающихся крайне важны такие исследования, тем более, что международный рынок образования меняется крайне быстро и потоки иностранных студентов быстро реагируют на изменения, происходящие как в принимающих странах, так и в своих странах с учетом экономической ситуации, ростом или падением благосостояния населения. Таким образом, мониторинг состояния экспорта высшего образования и перспектив его развития в мире и в России представляется актуальной темой с учетом новых вызовов, стоящих перед российской системой высшего образования в связи с демографической ситуацией и снижением бюджетных расходов на образование.

Основная цель исследования: Оценка состояния системы российского экспорта высшего образования, в том числе выявление лучших практик зарубежных и российских вузов по привлечению иностранных студентов. 

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • проанализировать лучшие практики привлечения иностранных студентов с учетом разработанных показателей в странах ЕС, АТЭС, СНГ, ЕАЭС, БРИКС, ШОС;
  • исследовать динамику контингентов иностранных студентов в российских вузах и факторы их изменения;
  • определить стимулы для привлечения иностранных студентов и развития экспорта высшего образования в России;
  • определить состояние и перспективы развития российского экспорта высшего образования.
  • провести мониторинг состояния и перспектив развития экспорта в мире и России;
  • провести мониторинг участия России в межгосударственных образовательных альянсах ЕС, СНГ, ЕАЭС, ШОС, БРИКС на основе разработанных ранее ЦЭНО показателей;
  • проанализировать лучшие практики привлечения иностранных студентов в странах ЕС, АТЭС, СНГ, ЕАЭС, БРИКС, ШОС и в России на основе открытых источников информации;
  • определить стимулы по привлечению иностранных студентов и развития экспорта высшего образования в России.