Структурное подразделение: Центр экономики непрерывного образования (Клячко Т.Л.) 

Руководитель работ: Клячко Татьяна Львовна - д.э.н., директор Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ

Сроки выполнения:  2017 год

Актуальность исследования: Реформы в сфере образования в последние 15-20 лет идут и в развитых, и в развивающихся странах. Это обусловлено тем, что роль образования в современном обществе стремительно меняется. Из передачи знаний от поколения к поколению образование становится мощным механизмом подстройки общества под быстро меняющуюся экономическую и социальную среды. Социальные новации становятся важными элементами развития в современном мире. Это обусловлено тем, что социальные процессы в современном мире становятся все более динамичными. Например, большие потоки мигрантов и беженцев требуют адекватных социальных ответов со стороны стран, в которые направлены данные потоки. Образование становится одним из механизмов адаптации вновь прибывших. Одновременно образование само должно меняться, чтобы обеспечить эффективное решение стоящих перед ним новых проблем, включая межнациональные и межконфессиональные отношения. Таким образом, те вызовы, которые уже стояли перед образованием, связанные с технологическим развитием и мощными экономическими изменениями, происходящими в современном мире, дополнились и интенсивными социальными переменами.
Российская Федерация также сталкивается и с экономическими, и с социальными вызовами для системы образования. Меняется содержание общего образования, разрабатываются новые образовательные стандарты начальной, основной и старшей школы; дошкольное образование становится частью общего и для него также устанавливается образовательный стандарт, вводится профессиональный стандарт учителя, повышается средняя заработная плата педагогических работников. Все содержательные перемены повлекли за собой организационно-экономические, потребовали и продолжают требовать принципиально новых подходов к финансированию, как бюджетному, так и внебюджетному, повышению эффективности использования поступающих в систему общего образования ресурсов.
Одним из существенных вызовов для российской системы образования стало резкое повышение доли выпускников 11 класса школы, идущих в вузы. Возник значительный сегмент платного образования в государственных и муниципальных вузах, получил развитие частный сектор высшего образования. Увеличение спроса на высшее образование совпало с дефицитом бюджетных средств, идущих в указанную сферу. Это также потребовало существенных изменений в ее экономике и управлении.
Одновременно стало быстро трансформироваться дополнительное образование детей и взрослых, в частности, возник сегмент бизнес-образования, получило развитие дистанционное дополнительное (непрерывное) профессиональное образование.
Изменения, происходящие в системе, как и проводимые организационно-экономические реформы, с ними связанные или пытающиеся оптимизировать (рационализировать) происходящие процессы на разных уровнях образования требуют критического осмысления, анализа последствий и рисков, возникающих как в связи со стихийно происходящими в системе трансформациями, так и с осуществляемыми реформами.
Все эти моменты, как и необходимость отслеживания и осмысления организационно-экономических реформ в системе образования, делают данную тему актуальной и имеющей большое практическое значение.

Основная цель исследования: Анализ содержания и результатов реформ организационно-экономических реформ системы образования, их последствий и рисков. 

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • проанализировать международный опыт проведения организационно-экономических реформ в системе образования;
  • проанализировать теоретические основания проводимых в России организационно-экономических реформ в системе образования;
  • определить основные результаты указанных реформ, их согласованность;
  • выявить основные проблемы, которые возникли при практической реализации данных реформ;
  • разработать модель (модели) оценки последствий и рисков проведенных реформ в системе образования;
  • оценить результаты и последствия проведенных в России организационно-экономических реформ на всех уровнях системы образования (на федеральном и региональном уровнях);
  • оценить риски проведенных реформ для устойчивого развития системы образования;
  • разработать предложения по нивелированию негативных последствий и рисков при проведении реформ в образовании.