Структурное подразделение: Центр экономики непрерывного образования

Руководитель работ:  Григорьев Валерий Юрьевич - к.т.н., в.н.с., Центр экономики непрерывного образования, ИПЭИ

Сроки выполнения: 2022 год.

Актуальность исследования: Продолжающийся рост популярности программ подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих сопровождается пандемией и связанными с ней изменениями, включающие отмену ЕГЭ для 11-ти классников, не планирующих поступать в вузы, перевод на дистанционную форму обучения, сложной ситуацией на региональных рынках труда и падением реальных доходов домохозяйств. Ситуация усугубляется ожидаемым ростом численности молодежи в возрасте 15–18 лет, что приведет к росту численности обучающихся и увеличению нагрузки на всю образовательную инфраструктуру даже при сохранении тенденции приема в образовательные организации СПО. Все это вместе взятое требует от системы профессионального образования ответа на новые вызовы. В условиях ограниченности ресурсов региональным системам СПО необходимо иметь понятную статистически значимую модель оценки своего состояния и развития для принятия адекватных управленческих решений, включая планирование контрольных цифр приема по специальностям и профессиям.

Основная цель исследования: Кластеризация регионов на основе разработанной модели состояния региональной системы профессионального образования

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • Анализ комплекса показателей, используемых для оценки состояния региональной системы профессионального образования в российских и международных исследованиях, оценка полноты указанного комплекса;
  • Анализ и классификация основных социально-экономических факторов, потенциально оказывающих влияние на систему регионального профобразования;
  • Построение системы регрессионных моделей состояния системы регионального профессионального образования;
  • Кластеризация регионов на основе разработанной модели состояния региональной системы профессионального образования