Структурное подразделение: Центр экономики непрерывного образования

Руководитель работ: Клячко Татьяна Львовна, д.э.н., директор научно-исследовательского центра, Центр экономики непрерывного образования, ИПЭИ

Сроки выполнения: 2022 год.

Актуальность исследования: Пандемия коронавируса, вынужденный переход вузов на дистант, выявил их существенное «цифро-вое неравенство», которое во многом является следствием экономического неравенства высших учебных заведений. Соответственно, встает вопрос об оценке эффективности действующей экономической модели функционирования системы высшего образования в целом, ее отдельных, прежде всего региональных, подсистем и вузов различных профилей. Вместе с тем актуальной является и оценка допустимых (эффективных) пределов неравенства вузов (региональных систем ВО) с точки зрения устойчивого развития системы высшего образования в целом. Особенно актуальным этот вопрос становится в связи с запуском новой Программы стратегического академического лидерства, которая нацелена как на повышение международной конкурентоспособности российской системы высшего образования, так и на усиление воздействия вузов на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации. В связи с этим необходимо оценить текущее экономическое состояние системы высшего образования в России и его динамику в последние годы, а также выделить факторы, непосредственно влияющие на указанное состояние. Кроме того, необходимо определить, как переход на дистанционное обучение в 2020 2021 гг. повлиял на экономическое положение системы высшего образования, ее региональных подсстем и отдельных вузов, и оценить его долговременные последствия для экономического развития данной сферы. Особенно актуальным этот вопрос становится в связи с запуском новой Программы стратегического академического лидерства – Приоритет 2030, которая нацелена как на повышение международной конкурентоспособности российской системы высшего образования, так и на усиление воздействия вузов на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации. В связи с этим необходимо оценить текущее экономическое состояние системы высшего образования в России, его динамику в последние годы, а также выделить факторы, непосредственно влияющие на указанное состояние. Кроме того, необходимо определить, как переход на дистанционное обучение в 2020–2021 гг. повлиял на экономическое положение системы высшего образования, ее региональных подсистем и отдельных вузов, и оценить его долговременные последствия для экономического развития данной сферы.

Основная цель исследования: Оценить экономическое состояние российской системы высшего образования, ее региональных подсистем и вузов разных профилей

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • Анализ экономического состояния региональных систем высшего образования в России и его динамики в 2015-2020 гг.;
  • Определить основные факторы, оказывающие влияние на экономическое состояние российской системы высшего образования в целом и ее региональных подсистем;
  • Определить воздействие действующей модели бюджетного финансирования вузов на экономическое состояние региональных подсистем российской системы высшего образования и различных профилей вузов;
  • Оценка возможности экспорта образовательных услуг российскими организациями высшего образования с учетом развития цифровых технологий.