Структурное подразделение: Центр экономики непрерывного образования

Руководитель работ: Тищенко Алексей Сергеевич, к.э.н., старший научный сотрудник, Центр экономики непрерывного образования, ИПЭИ

Сроки выполнения: 2022 год.

Актуальность исследования: Вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования является одной из национальных целей развития России до 2030 года. Обеспечение глобальной конкурентоспособности отечественного образования, формирование условий для обновления общего образования, соответствующего основным требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации, предусматривает разработку и применение специальных организационно-экономических мер. Меры по развитию общего образования, принятые на федеральном уровне, уточняются и дополняются субъектами Российской Федерации с учетом особенностей, ресурсов и текущего состояния региональных образовательных систем. Успешная реализация государственной политики в сфере общего образования в основном зависит от качества ее реализации на региональном уровне. Организационно-экономические меры, предусмотренные в целевых программах и проектах, а также в регулирующих отрасль нормативных правовых актах, оказывают воздействие на текущее и будущее состояние системы общего образования. Доступность качественного общего образования зависит от компетенций педагогических работников, кадровой обеспеченности школ, информационно-методической базы, материально-технических условий, состояния дошкольного и дополнительного образования и прочих факторов, регулируемых организационно-экономическими мерами. Детальный анализ и оценка эффективности региональных организационно-экономических мер по обеспечению доступности качественного общего образования позволяет корректировать управленческие решения для оптимального использования ресурсов и достижения установленных целевых ориентиров.

Основная цель исследования: оценка эффективности региональных организационно-экономических мер, направленных на обеспечение доступности качественного общего образования

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • Анализ зарубежного и российского опыта применения организационно-экономических мер, направленных на обеспечение доступности к качественному общему образованию;
  • Оценка реализации организационно-экономических мер на уровне общеобразовательных организаций (социологическое исследование в 3-х субъектах РФ, дифференцированных по уровню социально-экономического развития);
  • Разработка модели влияния реализуемых субъектами Российской Федерации организационно-экономических мер на обеспечение доступности к качественному общему образованию.