Структурное подразделение: Центр экономики непрерывного образования

Руководитель работ: Ломтева Елена Владимировна, к.п.н., доцент, старший научный сотрудник, Центр экономики непрерывного образования, ИПЭИ

Сроки выполнения: 2022 год.

Актуальность исследования: Принятый Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» определил в качестве одной из главных целей развитие и реализацию потенциала молодежи в интересах России. Однако, несмотря на определенную эффективность реализации молодежной политики, в настоящее время возникает необходимость переходить от модели государственной молодежной политики, которая опирается в большей мере на количественные показатели (рост охвата молодежи, ее вовлеченности в различные молодежные практики) к качественным показателям, когда на первый план выходит рост человеческого потенциала. По данным ВЦИОМ молодежь в возрасте 18-24 лет считает, что основным условием успеха является хорошее образование (21%), интересная работа (27%), карьерный рост (32%). Получить хорошее образование намерены 45% опрошенных. Потенциалом для осуществления молодежной политики должна стать система дополнительного образования молодежи, которая по мнению ряда ученых, таких как Щетинская А.И., Болотова М.И., Скляренко Ю.А., Широкова О.П., является самостоятельной образовательной структурой, характеризующейся открытостью, мобильностью, гибкостью, максимально приспособленной к запросам и потребностям молодежи.

Основная цель исследования: Оценка эффективности развития дополнительного образования как инструмента государственной молодежной политики

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • Изучить зарубежные и российские передовые практики реализации государственной молодежной политики;
  • Проанализировать региональный опыт работы с молодежью на основе сопоставления показателей региональных систем дополнительного образования молодежи с показателями оценки молодежной политики;
  • Выявить и обобщить ключевые направления и организационно-экономические механизмы, ориентированные на развитие человеческого капитала молодежи в регионах;
  • Оценить потенциал дополнительного образования в условиях сетевого взаимодействия с системами общего, среднего профессионального и высшего образования;
  • Разработать модели повышения доступности дополнительного образования для различных групп молодежи в регионах России в контексте государственной молодежной политики;
  • Оценить средне- и долгосрочных последствия развития дополнительного образования молодежи в регионах России.