Руководитель работ: Краснова Гульнара Амангельдиновна- д.филос.н., профессор, ведущий научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ
Сроки выполнения: 2015 год
Описание работы: В рамках научного исследования были сформулированы отличительные характеристики межгосударственных образовательных альянсов, а именно:
- создание межгосударственных образовательных пространств формально находится в юрисдикции государств, входящих в одноименные межгосударственные объединения;
- межгосударственные образовательные пространства являются следствием объективной региональной интеграции образовательных систем разных стран и не сводятся к простой совокупности национальных систем образования;
- создание и функционирование межгосударственных образовательных пространств закреплено многосторонними межправительственными соглашениями, подписанных Главами государств и правительств. В правовую базу региональной образовательной интеграции входят документы, обязательные для исполнения и рекомендуемые, которые можно условно разделить на следующие уровни: международный уровень, межгосударственный уровень, национальный уровень;
- правовая база региональной образовательной интеграции регламентирует вопросы признания документов об образовании, открытия зарубежных филиалов, доступа к образованию и к рынку труда граждан стран, входящих в межгосударственные объединения, визового и миграционного законодательства для студентов, исследователей, высококвалифицированных специалистов;
- результаты межгосударственной образовательной интеграции зависит от целого ряда факторов: экономических, политических, географических, исторических и др.
Основная цель исследования: Оценить социально-экономическую эффективность участия России в межгосударственных образовательных пространствах: Европейского Союза, Содружества Независимых Государств, Евразийского Экономического Союза, Шанхайской организации сотрудничества.
Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:
- проанализировать отличительные характеристики межгосударственных образовательных пространств, целей их создания на международном и национальном уровнях;
- проанализировать социально-экономические последствия для рынка труда высококвалифицированных кадров, трудовой мобильности, конкурентоспособности национальных систем образования в результате участия стран в межгосударственных образовательных пространствах;
- проанализировать социально-экономическую эффективность участия России в межгосударственных образовательных пространствах: Европейского Союза, Содружества Независимых Государств, Евразийского Экономического Союза, Шанхайской организации сотрудничества.