Структурное подразделение: Центр экономики непрерывного образования

Руководитель работ: Клячко Татьяна Львовна, д.э.н., директор научно-исследовательского центра, Центр экономики непрерывного образования, ИПЭИ

Сроки выполнения:  2021 год.

Актуальность исследования: Развитие разных уровней системы высшего образования имеет разную пространственную привязку. При этом следует учитывать, что в состав вузов нередко входят профессиональные образовательные организации и даже общеобразовательные организации, как правило, это старшие классы школ (университетские и академические лицеи). В сфере высшего образования образовательная миграция значительно выше по сравнению с системой СПО. В то же время пространственное развитие российской экономики должно учитываться, с одной стороны, при подготовке кадров системой профессионального и высшего образования, а с другой, конфигурация сети учебных заведений СПО и ВО должна приниматься во внимание при разработке прогнозов экономического развития регионов с учетом потребностей рынка труда в определенных специалистах. Одновременно должны разрабатываться механизмы стимулирования выпускников вузов к переезду в те регионы, где в них существует потребность рынков труда. Кроме того, в рамках национального проекта «Образование» поставлена задача (и она сохраняется в новых условиях) сделать вузы центрами социально-экономического развития регионов, что также предъявляет спрос на решение задач пространственного развития системы высшего образования. Вместе с тем развитие дистанционных образовательных технологий будет вносить определенные изменения в деятельность региональных системы высшего образования, прежде всего это может затронуть развитие вузовских филиалов.

Основная цель исследования: Оценить эффективность пространственного развития системы высшего образования с учетом различий, которые играют разные ее уровни в процессах социально-экономического развития российских регионов.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • Проанализировать принципы и модели пространственного развития систем высшего образования (разных ее уровней) в зарубежных странах;
  • Проанализировать сложившиеся сети вузов и филиалов вузов (государственных и частных) в российских регионах;
  • Определить взаимосвязь пространственного развития субъектов Российской Федерации с развитием разных уровней системы высшего образования;
  • Оценить эффективность пространственного развития российской системы высшего образования (ее государственного и частного секторов);
  • Определить основные направления реструктуризации сетей вузов и филиалов вузов с учетом задач пространственного развития Российской Федерации и возможностей дистанционного образования;
  • Разработать модели пространственного развития системы высшего образования (разных ее уровней) с учетом задач пространственного развития Российской Федерации и развития дистанционных образовательных технологий.