Печать

Структурное подразделение: Центр экономики непрерывного образования (Клячко Т.Л.)

Руководитель работ: Ломтева Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Центр экономики непрерывного образования, ИПЭИ

Сроки выполнения:  2020 год.

Актуальность исследования: c 2010 г. увеличилась доля выпускников 9-ого класса, продолжающих обучение в организациях СПО. Одновременно снижается доля учащихся, окончивших 9-ый класс и переходящих в 10-й класс общеобразовательной школы. Соответственно, меняются потоки молодежи в систему высшего образования, изменяется структура подготовки кадров со средним профессиональным (подготовка рабочих и служащих, специалистов среднего звена) и высшим образованием. Указанные процессы по-разному протекают в субъектах Российской Федерации, влияя в итоге на выход работников на региональные рынки труда и трудоустройство молодежи с разным уровнем профессиональной подготовки. Возрастающая роль системы среднего профессионального образования, модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ в 100% профессиональных образовательных организациях, обозначенная в качестве цели Федерального проекта Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования) Национального проекта Образование предполагает проведение мониторинга, который позволил бы выявить социально-экономические факторы, которые влияют на выбор и дальнейшее формирование образовательных траекторий российской молодежи, как в системах общего, так и профессионального образования. Кроме того, необходимо оценить, как изменение образовательных траекторий молодежи будет влиять на ее образовательную миграцию и трудоустройство после получения профессионального образования. Растущая потребность в специалистах среднего звена, изменение требований работодателей к выпускникам систем профессионального образования - специалистам среднего звена и специалистам с высшим образованием, с одной стороны, и изменение ценностных ориентиров молодых специалистов требует новых подходов к мониторингу образовательных траекторий молодежи и ее трудоустройству. В связи с этим определение основных факторов социального и экономического характера, влияющих на выбор молодежи образовательных траекторий на основе данных социологических исследований, позволит оценить состояние региональных систем профессионального образования и стать основой для принятия управленческих решений по развитию региональных систем профессионального образования.

Основная цель исследования: выявить социально-экономические факторы, влияющие на выбор и дальнейшее формирование образовательных траекторий молодежи, а также на трудоустройство выпускников СПО.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования: