Структурное подразделение: Центр экономики непрерывного образования (Клячко Т.Л.)

Руководитель работ: Клячко Татьяна Львовна - д.э.н., директор Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ

Сроки выполнения: 2018 год

Актуальность исследования: Развитие системы образования во всем мире рассматривается как одно из важнейших условий, обеспечивающих экономический рост, социальную динамику и, одновременно, социальную стабильность в обществе. Общим представлением стало представление о том, что образование является вложением в человеческий капитал, который в свою очередь становится основным фактором технологического развития. Поэтому в последние десятилетия реформирование системы образования активно проводится, как в развитых, так и в развивающихся странах, в эту сферу вкладывается все большие объемы ресурсов. Одновременно растет охват образованием – формальных и неформальным – самых разных слоев и групп населения: от детей раннего возраста (развивающие программы обучения) до пенсионеров. Происходящие изменения в технологиях приводят к принципиально новым требованиям к работникам, а, следовательно, к системе профессионального образования, которая готовит кадры для экономики и социальной сферы. Усложнение социальных процессов, активная миграция населения как внутри стран, так и между странами также требует иных моделей образования, учета образовательной миграции и нарастающего экспорта образовательных услуг. Российская Федерация на протяжении своей достаточно небольшой истории уже пережила несколько реформ образования (1992 г., 1997-1998 г., 2000-2001 г., 2004 г., 2008 -2012 гг.). При этом в системе российского образования постоянно идут процессы, которые, хотя и не называются реформами, приводят к существенным изменениям на разных уровнях образования (например, система НПО была интегрирована в систему СПО, и уровень начального профессионального образования перестал существовать).  Одновременно необходимо понять, какое воздействие изменения в образовании оказывают на социальную и профессиональную структуру общества, как, в свою очередь, изменения в профессиональной структуре транслируются в сферу (формальную и неформальную) образования Кроме того, происходят и значимые трансформации в механизмах финансировании и управлении образовательной сферой. Все указанные явления требуют постоянного анализа состояния и тенденций развития образования, появления в этой системе новых направлений деятельности и тех реформ, которые будут сообразны новым вызовам, возникающим перед образованием.

Основная цель исследования: Анализ факторов и механизмов изменений в российской системе образования, проводимых в ней реформ и возможных направлений реформирования данной сферы.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • систематизация основных тенденций развития и проводимых реформ системы образования в развитых странах;
  • систематизация основных тенденций развития и проводимых реформ системы образования в развивающихся странах;
  • определение взаимозависимости основных тенденций развития и выбранных направлений и инструментов реформ систем образования в разных странах;
  • определение роли и места образования в жизни советских и российских поколений;
  • систематизация основных тенденций развития российской системы образования и их взаимосвязь с проводимыми в ней реформами;
  • оценка воздействия проведенных реформ на состояние и направления развития российской системы образования;
  • оценка эффективности проведенных реформ российской системы образования;
  • оценка воздействия разработанных (предлагаемых) реформ российской системы образования на возможные направления ее будущего развития.