Структурное подразделение: Центр экономики непрерывного образования (Клячко Т.Л.)

Руководитель работ: Беляков Сергей Анатольевич - д.э.н., доц., в.н.с. Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ

Сроки выполнения: 2018 год

Актуальность исследования: подготовка кадров высшей квалификации является важнейшим компонентом формирования кадрового потенциала инновационной экономики. Анализ функционирования национальной системы подготовки научно-педагогических кадров на современном этапе приводит к выявлению противоречия между нарастающей потребностью современного общества и государства в кадрах высшей квалификации не только для науки и высшей школы, но и для высокотехнологичных отраслей экономики, сферы инновационного бизнеса, и сохраняющимся подходом к оценке эффективности аспирантуры. Актуальность исследования обусловлена необходимостью разрешения проблем, связанных с приданием аспирантуре статуса третьей ступени высшего образования и неопределенностью: квалификации и возможных областей профессиональной деятельности лиц, окончивших аспирантуру; связей между исследованиями в рамках подготовки выпускных квалификационных работ аспирантов и их диссертационными исследованиями; соотношений между подходами и требованиями к присуждению учёных степеней и профессиональных степеней в Российской Федерации и за рубежом, возможностей современных ИКТ и ЭДО и недостаточно эффективным использованием традиционных бумажных и очных технологий при подготовке аспирантов и диссертаций, ряда факторов нормативно-правового, управленческого и финансового характера, значимых для инновационного развития аспирантуры в Российской Федерации..

Основная цель исследования: на основе анализа отечественного и зарубежного опыта разработать инновационные модели подготовки высококвалифицированных специалистов в аспирантуре в Российской Федерации и предложения по совершенствованию нормативно-правового, управленческого, финансового и технологического обеспечения подготовки кадров по программам аспирантуры в Российской Федерации.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • выявление и систематизация направлений совершенствования системы подготовки кадров по программам аспирантуры (на основе анализа отечественного и зарубежного опыта);
  • определение соответствий между направлениями подготовки аспирантов и научными специальностями диссертационных исследований, между исследованиями в рамках выпускных квалификационных работ и диссертационными исследованиями аспирантов;
  • анализ направлений совершенствования систем подготовки PhD в зарубежных вузах и определение факторов, значимых для развития аспирантуры в Российской Федерации (перспективные модели, сроки, процедуры присуждения степеней и квалификаций);
  • разработка инновационных моделей подготовки кадров в аспирантуре и присуждения ученых степеней на основе исследований, выполненных аспирантами;
  • проведение экспертного опроса, направленного на выявление проблемных областей и мер по повышению эффективности аспирантуры в Российской Федерации;
  • отбор и систематизация ИКТ и ЭДО, способствующих реализации инновационных моделей подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре;
  • формулирование рекомендаций в законодательство Российской Федерации, способствующих устранению несоответствий в области подготовки аспирантов, присуждения квалификаций и научных степеней, решению проблем нормативно-правового, управленческого, финансового и технологического характера.