Структурное подразделение: Центр технологий государственного управления

Руководитель работ: Добролюбова Елена Игоревна, к.э.н., ведущий научный сотрудник, Центр технологий государственного управления, ИПЭИ

Сроки выполнения: 2022 год.

Актуальность исследования: В соответствии с Указом Президента РФ от 21.07.2020 N 474 цифровая трансформация является одной из национальных целей развития нашей страны. Государственное управление является одной из сфер, где внедрение цифровых технологий осуществляется крайне активно. В конце 2020 г. федеральные органы исполнительной власти впервые утвердили ведомственные программы цифровой трансформации. В процессе цифровизации государственного управления активно участвуют и субъекты РФ, а уровень цифровой зрелости является одним из показателей эффективности высших органов исполнительной власти регионов. Однако эффект от цифровизации во многом будет зависеть от того, в какой степени цифровые технологии станут средством повышения качества государственного управления с позиции его конечных бенефициаров – граждан и бизнеса.Пока практика оценки результативности и эффективности цифровизации государственного управления ориентируется в основном на оценку доступности тех или иных государственных услуг и функций в электронном виде и не учитывает влияние цифровизации на достижение конечных общественно значимых результатов, а также рисков цифровизации.В 2019 г. в рамках государственного задания РАНХиГС была разработана система показателей оценки результативности и эффективности цифровизации государственного управления. Ее апробация в 2020 г. показала, что пока влияние цифровизации государственного управления на результативность и эффективность реализации различных типов государственных функций и в интересах различных групп бенефициаров весьма неравномерно. Так, наибольший эффект внедрения цифровых технологий отмечается в сфере оказания государственных услуг гражданам, тогда как цифровизация иных типов государственных функций и цифровое взаимодействие с бизнесом пока развиты в меньшей степени. Выявлены значительные различия в уровне использования цифровых технологий в разных органах государственной власти и регионах. Опыт пандемии коронавирусной инфекции показал и наличие существенных рисков перехода к цифровому взаимодействию, обусловленных как проблемами «цифрового неравенства» и ограничениями инфраструктуры, так и недостаточным «цифровым доверием» граждан и бизнеса к государству. В этой связи продолжение мониторинговых исследований, посвященных оценке эффектов от цифровизации государственного управления для ключевых внешних бенефициаров, представляется своевременным и актуальным.

Основная цель исследования: Оценка эффектов цифровизации государственного управления для граждан и бизнеса.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • Проведение сопоставительного анализа цифровой зрелости государственного управления в России и зарубежных странах – лидерах цифровой трансформации;
  • Проведение репрезентативного социологического исследования граждан по оценке результативности и рисков цифровизации государственного управления, а также доверия и готовности граждан к цифровому взаимодействию с государством;
  • Оценка влияния цифровизации на повышение качества (обоснованности, результативности и эффективности) государственного управления в интересах граждан;
  • Оценка влияния цифровизации на повышение качества (обоснованности, результативности и эффективности) государственного управления в интересах бизнеса;
  • Оценка рисков цифровизации государственного управления и отдельных типов государственных функций;
  • Разработка предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования и практики реализации программ цифровой трансформации в органах государственной власти с учетом оценки гражданами достигнутых результатов и рисков цифровизации государственного управления.