Структурное подразделение: Центр технологий государственного управления

Руководитель работ: Добролюбова Елена Игоревна, к.э.н., ведущий научный сотрудник, Центр технологий государственного управления, ИПЭИ

Сроки выполнения: 2022 год.

Актуальность исследования: В 2019 – 2020 гг. в России стартовала масштабная реформа государственного регулирования, направленная на повышение уровня безопасности для охраняемых законом ценностей и устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности. По итогам «регуляторной гильотины» были отменены 11,6 тыс. правовых актов, в том числе, 8,6 тыс. правовых актов советского периода; более чем в 40 сферах были реализованы новые модели государственного регулирования. Однако первые оценки результатов реформы свидетельствуют о рисках ре-регулирования, особенно в отсутствие действенных инструментов доказательной политики (Голодникова и др., 2021). В бизнес-среде также сохраняются сомнения в адекватности действующего регулирования: по опросу РАНХиГС, проведенному в 2021 г., около трети представителей частных хозяйствующих субъектов считает установленные в их сфере деятельности обязательные требования избыточными, более 40% считают их полное выполнение сложным или невозможным. В этой связи актуальной представляются задачи продолжения оценки результативности «регуляторной гильотины», устойчивости достигнутых результатов, а также разработки рекомендаций, направленных на повышение качества российского регулирования в рамках «регуляторной гильотины» и, возможно, в ее развитие. 

Основная цель исследования: Оценка устойчивости результатов «регуляторной гильотины» и подготовка рекомендаций по совершенствованию практики государственного регулирования.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • Анализ зарубежного опыта реализации крупных инициатив в сфере дерегулирования, оценки их результативности и рисков ре-регулирования, а также механизмов их минимизации;
  • Анализ российской нормативной правовой базы, устанавливающей требования к обеспечению качества государственного регулирования;
  • Сбор и анализ данных об обязательных требованиях, введенных после реализации «регуляторной гильотины», практике их обоснования и оценки воздействия;
  • Анализ результативности «регуляторной гильотины», включая оценку устойчивости достигнутых результатов;
  • Разработка рекомендаций по повышению устойчивости достигнутых результатов и совершенствованию практики государственного регулирования.