Структурное подразделение: Центр технологий государственного управления

Руководитель работ: Южаков Владимир Николаевич, д.ф.н., профессор, директор научно-исследовательского центра, Центр технологий государственного управления, ИПЭИ

Сроки выполнения: 2022 год.

Актуальность исследования: В 2020 г. в России была создана нормативно-правовая база, направленная на внедрение риск-ориентированных подходов к контрольно-надзорной деятельности и оптимизацию обязательных требований, предъявляемых к бизнесу, в рамках «регуляторной гильотины». Данные реформы были направлены, с одной стороны, на минимизацию рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, а с другой – на снижение избыточной регулятивной нагрузки на бизнес. Проведенные в 2017 г. и 2020 г. репрезентативные социологические опросы частного бизнеса показывали актуальность реформ. Так, большинство опрошенных предпринимателей отмечали, что проведенные в отношении их предприятий проверки не оказали какого-либо влияния на повышение безопасности продукции, производственных процессов и объектов. Более 40% опрошенных в 2020 г. представителей частного бизнеса отметили, что выполнение всех предусмотренных обязательных требований негативно влияет на рентабельность их бизнеса, а 35% респондентов считали действующее в сфере их деятельности регулирование избыточным. Предварительные оценки итогов социологического опроса, проведенного РАНХиГС в 2021 г., показывают, что административная нагрузка на частный бизнес составляет в среднем 7,8% от выручки предприятий. Для оценки влияния реализации нового законодательства в сфере контрольно-надзорной деятельности и мер по дерегулированию на частный бизнес необходимо проведение мониторингового исследования, направленного на оценку качества контрольно-надзорной деятельности государства и уровня регулятивной нагрузки с позиции частного бизнеса.

Основная цель исследования: Проведение оценки контрольно-надзорной деятельности государства и регулятивной нагрузки с позиции частного бизнеса.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • Проведение репрезентативного социологического опроса частных хозяйствующих субъектов по вопросам оценки качества контрольно-надзорной деятельности государства и регулятивной нагрузки;
  • Выявление оценки частным бизнесом основных параметров качества контрольно-надзорной деятельности в 2022 г.;
  • Выявление оценки частным бизнесом уровня регулятивной нагрузки и ее отдельных компонентов в 2022 г. и возможных резервов ее снижения;
  • Анализ динамики оценок качества контрольно-надзорной деятельности, в том числе, ее влияния на минимизацию рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, с позиции бизнеса в 2022 г. по сравнению с базовым уровнем (в целом и по наиболее массовым видам государственного контроля (надзора));
  • Анализ динамики уровня регулятивной нагрузки с позиции бизнеса в 2021-2022 гг.;
  • Сбор и анализ статистических данных, материалов иных исследований 2021-2022 гг., характеризующих влияние реформы контрольно-надзорной деятельности на бизнес;
  • Проведение комплексной оценки результативности и эффективности совершенствования контрольно-надзорной деятельности (по наиболее массовым видам государственного контроля (надзора));
  • Разработка рекомендаций по итогам оценки качества контрольно-надзорной деятельности и уровня регулятивной нагрузки с позиции бизнеса.