Структурное подразделение: Центр технологий государственного управления (Южаков В.Н.)

Руководитель работ: Добролюбова Елена Игоревна, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник, Центр технологий государственного управления, ИПЭИ

Сроки выполнения:  2020 год.

Актуальность исследования: в течение последних десятилетий недостаточное качество государственного управления признается ключевым фактором, негативно влияющим на социально-экономическое развитие нашей страны, ее международную конкурентоспособность. На повышение качества, результативности и эффективности государственного управления в целом и отдельных типов государственных функций были направлены многочисленные реформы, реализуемые с начала 2000-х гг.: реформа государственной службы, административная реформа, бюджетные реформы и т.д. Тем не менее, качество государственного управления в России по-прежнему оценивается в рейтингах международных организаций существенно ниже других параметров развития нашей страны.Следует отметить, что несмотря на обилие международных рейтингов (например, международные показатели государственного управления Всемирного банка; показатели рейтинга международной конкурентоспособности Всемирного экономического форума, оценивающие качество институциональной среды, индекс восприятия коррупции и т.д.), до настоящего времени ни в международной, ни в российской практике не сформированы единые подходы к пониманию качества государственного управления и, соответственно, отсутствует единая система показателей, на основе которых могли бы быть оценены основные параметры качества государственного управления, в том числе: результативность государства по достижению поставленных целей, эффективность государственного управления, а также обоснованность государственного вмешательства. В составе используемых показателей зачастую не полностью представлены интересы всех бенефициаров государственного управления, не учитываются все типы реализуемых государством функций. В частности, оценка государственного управления зачастую сводится к оценке качества государственных услуг (в ущерб таким государственным функциям как регулирование, контрольно-надзорная деятельность). Слабо развиты инструменты оценки качества выработки и реализации государственной политики (вместо качества тех или иных институтов, например, института оценки регулирующего воздействия, зачастую оценивается наличие того или иного института и охват теми или иными требованиями). В отсутствие единого комплексного подхода к оценке качества государственного управления меры, предпринимаемые по его совершенствованию и реформированию, могут оказаться недостаточными, что и происходит с реформами в данной сфере последние 20 лет. В этой связи разработка системы показателей качества государственного управления, отражающих результативность, эффективность и обоснованность государственного вмешательства, применимую на всех этапах управленческого цикла и в отношении всех видов государственных функций, представляется актуальной задачей.

Основная цель исследования: разработка системы показателей качества государственного управления, отражающих его результативность, эффективность и обоснованность государственного вмешательства, применимую на всех этапах управленческого цикла и в отношении всех видов государственных функций.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования: 

  • проведение анализа международного и зарубежного опыта оценки качества государственного управления
  • проведение анализа российского опыта оценки качества государственного управления и его реформирования, в том числе, результативности и эффективности государства, основных типов государственных функций и ключевых государственных институтов
  • проведение сопоставительной оценки качества государственного управления в России и зарубежных странах
  • разработка системы показателей качества государственного управления, отражающих результативность, эффективность и обоснованность государственного вмешательства
  • апробация системы показателей качества государственного управления, отражающих результативность, эффективность и обоснованность государственного вмешательства
  • разработка предложений по внесению изменений в стратегические документы, нормативно-правовые акты для обеспечения внедрения разработанной системы показателей качества государственного управления.

По итогам исследования будут получены следующие результаты:

  • результаты анализа международного и зарубежного опыта оценки качества государственного управления
  • результаты анализа российского опыта оценки качества государственного управления и его реформирования, в том числе, результативности и эффективности государства, основных типов государственных функций и ключевых государственных институтов
  • сопоставительная оценка качества государственного управления в России и зарубежных странах
  • система показателей качества государственного управления, отражающих результативность, эффективность и обоснованность государственного вмешательства
  • результаты апробации системы показателей качества государственного управления, отражающих результативность, эффективность и обоснованность государственного вмешательства
  • предложения по внесению изменений в стратегические документы, нормативно-правовые акты для обеспечения внедрения разработанной системы показателей качества государственного управления