Структурное подразделение: Центр технологий государственного управления (Южаков В.Н.)

Руководитель работ: Южаков Владимир Николаевич - д.филос.н., проф., директор Центра технологий государственного управления ИПЭИ

Сроки выполнения: 2018 год

Актуальность исследования: Реформа контрольной и надзорной деятельности (КНД) является одним из 11 приоритетных направлений стратегического развития Российской Федерации, утвержденных Советом по стратегическому развитию и приоритетным проектам при Президенте РФ. Ее успешная реализация, выполнение посвященной ей приоритетной программы в значительной степени зависят от внедрения процедур внешнего мониторинга и оценки ее результатов с позиции всех адресатов – органов государственного контроля (надзора), подконтрольных объектов и граждан как конечных бенефициаров КНД. В 2016-2017 гг. РАНХиГС был разработан и апробирован инструментарий оценки результативности и эффективности КНД, учитывающий в т.ч. позицию бизнеса, однако до настоящего времени отсутствуют методические подходы и практика оценки данной реформы с позиции ее конечных бенефициаров – граждан.

При этом реализация мероприятий приоритетной программы по реформе КНД не приведет к качественно новому уровню защиты охраняемых законом ценностей (жизни и здоровья граждан, их прав и свобод, имущества, окружающей среды, культурного наследия и пр.) без реализации структурных и институциональных изменений КНД. В этой связи необходимо сформировать инструменты сокращения и укрупнения видов контроля, с учетом необходимости минимизации ущерба охраняемым законом ценностям. Таким инструментом может стать функциональный анализ всех видов государственного и муниципального контроля (контрольно-надзорных функций) с последующей ликвидацией тех из них, осуществление которых не направлено на результативное снижение конкретных рисков причинения вреда общественно значимым ценностям и (или) может обеспечиваться негосударственными институтами (механизмами), такими как страхование, финансовые гарантии, саморегулирование и др. Предлагаемая НИР направлена  на ликвидацию указанного пробела и на создание указанного механизма повышения результативности КНД.

Основная цель исследования: разработка и апробация методических подходов к оценке реформы контрольно-надзорной деятельности с позиции граждан как конечных бенефициаров данной реформы.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

- анализ международной и российской практики учета мнения граждан при оценке результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, а также ее реформ;

- разработка методики оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, а также реформы контрольно-надзорной деятельности с позиции граждан как ее конечных бенефициаров;

- апробация методики оценки результативности контрольно-надзорной деятельности, а также реформы контрольно-надзорной деятельности с позиции граждан как ее конечных бенефициаров;

- подготовка предложений по интеграции оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности и реформы контрольно-надзорной деятельности с позиции граждан в систему мониторинга и оценки реализации приоритетной программы стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности» и по ее коррекции (при необходимости);

- разработка и апробация методологии функционального анализа и сокращения (отмены) по его итогам всех видов государственного и муниципального контроля (надзора), осуществление которых не влияет на уровень риска для охраняемых законом ценностей, не направлено на снижение конкретных рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям и/или может обеспечиваться негосударственными институтами (далее – функционального анализа КНД), включая:

  • обоснование необходимости, возможностей и путей проведения функционального анализа КНД (здесь и далее - включая задачи проведения функционального анализа контрольно-надзорной деятельности и сокращения (отмены) по его итогам всех видов государственного и муниципального контроля (надзора), осуществление которых не влияет на уровень риска для охраняемых законом ценностей, не направлено на снижения конкретных рисков причинения вреда охраняемых законом ценностей и/или может обеспечиваться негосударственными институтами), включая:

-анализ необходимости, возможностей и путей проведения функционального анализа КНД, исходя из истории становления системы КНД (со времен СССР до современной России 2017 года);

-обзор и анализ международного опыта в сфере проведения «регуляторных гильотин» и замещения контрольно-надзорной деятельности иными, в том числе негосударственными, институтами защиты охраняемых законом ценностей;

-обзор и анализ российского опыта проведения и исследования возможностей функционального анализа и замещения государственных функций негосударственными институтами в сфере государственного управления, в том числе в отношении КНД;

  • разработка методологии функционального анализа КНД и сокращения (отмены) по его итогам всех видов государственного и муниципального контроля (надзора), осуществление которых не влияет на уровень риска для охраняемых законом ценностей, не направлено на снижения конкретных рисков причинения вреда охраняемых законом ценностей и/или может обеспечиваться негосударственными институтами (далее – методология функционального анализа КНД), включая:

- подготовку концепции функционального анализа КНД;

- формулировку общих положений методологии;

- определение параметров и критериев функционального анализа КНД;

- определение базовых требований к составу данных, источников и каналов получения данных необходимых для проведения функционального анализа КНД;

- подготовку методик (методики) проведения функционального анализа КНД;

  • разработку алгоритма проведения и проведение апробации методологии функционального анализа КНД ( в отношении до 15 видов государственного контроля);

- подготовку предварительных (прогнозные) предложений по итогам апробации методологии функционального анализа КНД по сокращению (отмене) по его итогам всех видов государственного и муниципального контроля (надзора), осуществление которых не влияет на уровень риска для охраняемых законом ценностей, не направлено на снижения конкретных рисков причинения вреда охраняемых законом ценностей и/или может обеспечиваться негосударственными институтами;

- подготовку предварительных (прогнозных) предложений по итогам апробации методологии функционального анализа по формированию системы органов власти, занимающихся контрольно-надзорной деятельности по принципу «один риск – одно разрешение/один контроль».