Печать

Структурное подразделение: Центр научно-технической экспертизы (Куракова Н.Г.)

Руководитель работ: Куракова Наталия Глебовна, доктор биологических наук, директор научно-исследовательского центра, Центр научно-технической экспертизы, ИПЭИ

Сроки выполнения:  2020 год.

Актуальность исследования: актуальность НИР определена постановкой национальной цели ускорение технологического развития Российской Федерации. Современным вектором трансформации мировой экономики стала глобальная инновационная гиперконкуренция, а ее ключевым фактором является продолжительность жизненного цикла инновационного продукта. Борьба за глобальные рынки, сформированные высокотехнологичными товарами и услугами, утратила в настоящее время межстрановой характер и превратилась в конкуренцию между отдельными технологическими консорциумами, способными сокращать жизненный цикл нового рыночного продукта. Важную роль ускорителей жизненного цикла выполняют инжиниринговые компании. В полном инновационном цикле НИР НИОКР прототип опытное производство серийное производство прототипирование располагается, в так называемой, долине смерти, когда государство и институты развития перестают поддерживать проект из-за приобретения им очевидной коммерческой направленности, а индустриальных партнеров, потенциальных бенефициаров созданного научно-технологического задела, не удовлетворяет достигнутый в академическом или вузовском секторе уровень готовности созданной технологии. Поэтому не менее 95% новых технологий, разработанных в секторе генерации знания в Российской Федерации, не доходят до стадии серийного производства. Решение проблемы прерывания полного инновационного цикла связано, согласно мировой практике, с развитием инжиниринговых центров на предприятиях промышленности и на базе технических вузов. Если в индустриально развитых странах понятие инжиниринг уже применяется в качестве определения самостоятельной промышленной отрасли, то законотворческая деятельность Совета по инжинирингу и промышленному дизайну при Минпромторге России, Комитета по инжинирингу Совета Федерации в России до сегодняшнего дня оставляет нерешенными целый ряд проблем нормативно-правового регулирования, организации и государственной поддержки инжиниринговой деятельности. Инжиниринг в России не узаконен как форма деятельности и вид услуг, что порождает неопределенность механизма оплаты инжиниринговых работ комплексного управления процессом создания высокотехнологичного продукта, времени исполнения всего проекта и ответственности сторон, что делает невозможным масштабирование инжиниринговых компетенций. Острейшей проблемой отечественного инжиниринга остаются условия финансирования инжиниринговых компаний и стоимость банковских продуктов, поскольку последние рассматривают инжиниринг как высоко рискованный вид бизнеса. Следствием существующих барьеров является неразвитость инжиниринговой экосистемы в РФ: из 40 тыс. компаний, в графе деятельности которых (по данным ЕГРЮЛ) указано инжиниринг, лишь 778 компаний принимают участие в конкурсах на выполнение инжиниринговых работ и только 108 компаний реально участвуют в выполнение инжиниринговых работ. Для сравнения в Германии функционируют 48 тыс. инжиниринговых компаний, деятельность которых осуществляется при поддержке государственной программы с объемом финансирования 18 млрд евро в год. Благодаря мерам господдержки инжиниринг как вид деятельности становится один из основных драйверов наукоемких секторов экономики индустриально развитых стран. Современное позиционирование инжиниринговой компании как партнера для комплексного решения задач технологического развития и совместного создания дополнительной ценности, как показывает зарубежный опыт, является наиболее продуктивным и требует использования принципиально новых механизмов реализации. Поэтому особую актуальность приобретает разработка подходов к решению организационно-управленческих, финансово-экономических и структурных проблем, сдерживающих развитие инжиниринговой деятельности в Российской Федерации.

Основная цель исследования: разработка теоретических оснований и методического подхода к развитию индустриального инжиниринга для обеспечения производства наукоемкой продукции на различных этапах ее жизненного цикла.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования: