Структурное подразделение: Центр научно-технической экспертизы (Куракова Н.Г.)

Руководитель работ: Куракова Наталия Глебовна, доктор биологических наук, директор научно-исследовательского центра, Центр научно-технической экспертизы, ИПЭИ

Сроки выполнения:  2020 год.

Актуальность исследования: для достижения национальной цели увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа в рамках национального проекта Наука начата реализация федерального проекта Развитие научной и научно-производственной кооперации. Существующий между наукой и промышленностью институциональный разрыв планируется преодолеть с использованием модели региональных научно-образовательных центров (НОЦ) мирового уровня. Однако наличие запроса крупных компаний на те или иные технологии не выделяется в качестве главного фактора для проектирования НОЦ. Представляется, что игнорирование ведущей и ключевой роли индустриального партнера при определении перечня участников НОЦ создает риски повторения неоднозначных итогов реализации федерального закона от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ, направленного на создание кольца малых инновационных предприятий вокруг вузов, Постановления Правительства № 218 от 9 апреля 2010 г., проекта Ассоциации предпринимательских университетов, созданной в 2011 г. для построения предпринимательской стратегии и взаимодействия с крупными российскими корпорациями. Все перечисленные апробированные модели кооперации науки, образования и производства не привели к заметному ускорению технологического развития страны. Недостаточный уровень проработанности самого термина НОЦ, нечеткое определение базовых понятий создает риски недостижения национальной цели ускорения технологического развития страны.Преимущественно отраслевой подход к государственному управлению, не учитывающий экономических особенностей и научно-технологического потенциала регионов приводит к низкой обоснованности выбираемых приоритетов развития, зачастую консервирующих существующие в регионе научно-технологические заделы мирового уровня. Одновременно недостаточное межведомственное и межрегиональное взаимодействие в системе государственного управления становится причиной несогласованности приоритетов развития экономики страны с региональными приоритетами, а также дублирования и фрагментации мер государственной поддержки и необоснованной конкуренции регионов за ресурсы.Как результат, государственная поддержка объектов инновационной инфраструктуры до настоящего времени не обеспечивала достижение поставленных перед ней целей и задач: развитие инновационной инфраструктуры имело низкую связанность с моделью роста экономики, государственные расходы не были поддержаны запланированными объемами внебюджетного финансирования, а рост затрат не сопровождался соответствующим ростом доходов от деятельности объектов инновационной инфраструктуры и увеличением их вклада в экономическое развитие страны. Несмотря на активное распространение в 2010-2018 гг. модели государственной финансовой поддержки партнерских проектов, выполняемых совместно индустриальными партнёрами, НИИ и вузами, только 3% НИОКР вузов были выполнены в интересах промышленных компаний, в то время как 77% крупных российских компаний никогда не покупали у вузов лицензии (патенты) и 84% не приобретали созданные вузами компании. В этой связи особую значимость имеет разработка принципиально новых подходов и моделей выстраивания взаимодействия научно-образовательного сектора с компаниями реального сектора экономики.

Основная цель исследования: разработка рекомендаций по обеспечению эффективности функционирования региональной модели научно-технологического развития Российской Федерации на базе кооперации научно-образовательного сектора с заказчиками наукоёмкой продукции.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования: 

  • Исходя из анализа и обобщения основных теоретических подходов к определению условий кооперации исследовательских центров и компаний реального сектора выделить ключевые функции НОЦ в отраслевых и региональных социально-экономических системах.
  • На базе анализа международного и отечественного опыта кооперации компаний реального сектора экономики с исследовательскими и образовательными центрами выделить наиболее продуктивные модели, обеспечивающие ускорение научно-технологического развития региона и страны в целом.
  • Разработать методику оценки научно-технологических специализации регионов Российской Федерации на основании анализа данных патентной и публикационной активности юридических лиц субъектов Российской Федерации.
  • Разработать рекомендации по сопряжению отраслевых, инновационных и научно-технологических компетенций участников НОЦ.