Структурное подразделение: Центр исследований конкуренции и экономического регулирования (Шаститко А.Е.)  

Руководитель работ: Шаститко Андрей Евгеньевич - д.э.н., проф., директор Центра исследований конкуренции и экономического регулирования ИПЭИ

Сроки выполнения:  2017 год

Актуальность исследования: После передачи в январе 2015 года Федеральной антимонопольной службе функций контроля за размещением и исполнением государственного оборонного заказа в регулировании данной сферы наметился поворот в сторону более широкого применения методов конкурентной политики. В связи с этим вопрос об особенностях и потенциально – о границах применения методов конкурентной политики в гособоронзаказе становится особенно актуальным.
Данный вопрос имеет два аспекта. Первый связан с применимостью подходов, традиционно используемых в рамках антимонопольной политики. Хотя в целом принято говорить об антитрасте как об универсальной форме регулирования, мало зависящей в своих принципах от специфики конкретной отрасли, особенности рынков гособоронзаказа могут приводить к тому, что те методы, которые считаются «лучшими практиками» в иных сферах, в области гособоронзаказа могут оказаться лишь ограничено применимыми. Среди таких особенностей стоит отметить отсутствие сопоставимых рынков (либо невозможность исследовать сопоставимость по причине недоступности информации); частое наличие монопольной власти как у продавца, так и у покупателя; уникальность, сложность и длительность изготовления некоторых изделий (влияющие на возможность определения их окончательной цены на начальном этапе). Однако рынки в сфере гособоронзаказа неоднородны, в связи с чем встает вопрос о том, на каких рынках методы антитраста могут быть применены в «традиционном» виде, а на каких они требуют модификации исходя из специфики производимой продукции.
Второй аспект связан с более общим вопросом о том, во всей ли сфере гособоронзаказа имеются предпосылки для развития конкуренции. Здесь, помимо прочего, следует различать предпосылки для развития конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периоде. Вполне возможно, что для достижения данной цели в долгосрочном периоде потребуется вводить институциональные механизмы, приводящие к чистым допонительным издержкам в краткосрочном периоде. Внедрение таких механизмов закономерно будет сталкиваться с противодействием со стороны определенных групп интересов.
Оба аспекта приобретают дополнительную актуальность в связи со вступлением в силу с сентября 2015 г. поправок в Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», предусматривающих, в том числе, более широкое распространение в оборонной сфере норм, аналогичных нормам российского антимонопольного законодательства.

Основная цель исследования: Оценить возможности и выявить ограничения в распространении механизмов конкуренции в сфере гособоронзаказа, а также путей совершенствования системы ценообразования на продукцию оборонного назначения.  

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • определение особенностей отдельных рынков ВПК, влияющих на применимость методов исследования, принятых в антитрасте;
  • предложения по адаптации инструментария антимонопольной политики для защиты конкуренции в сфере гособоронзаказа в России;
  • классификация рынков в сфере гособоронзаказа в России с точки зрения перспектив развития конкуренции;
  • определение возможностей, препятствий, границ и механизмов распространения конкуренции в сфере гособоронзаказа в России с учетом значимых политических факторов;
  • определение путей совершенствования системы ценообразования на продукцию оборонного назначения.