Руководитель работ: Шаститко Андрей Евгеньевич - д.э.н., профессор, директор Центра исследований конкуренции и экономического регулирования ИПЭИ
Сроки выполнения: 2015 год
Описание работы: Распространена точка зрения о том, что ограниченность конкурентной политики связана с тем, что объектом воздействия выступает рынок, охватывающий лишь часть цепочки создания стоимости, в рамках которой формируется конкурентоспособность. Инструменты воздействия на продавцов на смежных этапах цепочки создания стоимости одновременно могут сопровождаться повышением конкурентоспособности цепочки в целом. Разграничение этих ситуаций – одна из важных задач конкурентной политики. Вопросы об источниках ограничения конкуренции и основаниях применения инструментов антимонопольного принуждения, так же как и возможных эффектах являются дискуссионными как за рубежом, так и в России. Для России этот вопрос приобретает особую актуальность в силу меньшей зрелости и большей уязвимости цепочек создания стоимости.
Основная цель исследования: Классифицировать основные типы связи рынков вдоль цепочки создания стоимости и сформулировать предложения по совершенствованию конкурентной политики и применению антимонопольного законодательства для случаев рынков, объединенных цепочкой создания стоимости.
Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:
- раскрыть предметное поле исследований товаров, связанных по внешним эффектам конкуренции (ограничений конкуренции), экономического регулирования, применения инструментов антимонопольной политики по характерным свойствам, условиям идентификации;
- классифицировать типы взаимосвязи между рынками вдоль цепочки создания стоимости, способные порождать озабоченность органов конкурентной политики;
- обобщить зарубежный опыт применения норм антимонопольного законодательства для случаев рынков товаров, связанных внешними эффектами;
- оценить накопленный опыт применения российского законодательства для случаев связанных товаров;
- сформулировать предложения по совершенствованию антимонопольного законодательства и применению его отдельных норм в ситуациях с внешними эффектами в рамках цепочки создания стоимости;
- разработать рекомендации по применению порядка анализа состояния конкуренции на товарных рынках с учетом взаимосвязей между ними вдоль цепочки создания стоимости.