Структурное подразделение: Центр исследований конкуренции и экономического регулирования (Шаститко А.Е.)

Руководитель работ:
Шаститко Андрей Евгеньевич - д.э.н., профессор, директор Центра исследований конкуренции и экономического регулирования ИПЭИ

Сроки выполнения:  2015 год

Описание работы: Распространена точка зрения о том, что ограниченность конкурентной политики связана с тем, что объектом воздействия выступает рынок, охватывающий лишь часть цепочки создания стоимости, в рамках которой формируется конкурентоспособность. Инструменты воздействия на продавцов на смежных этапах цепочки создания стоимости одновременно могут сопровождаться повышением конкурентоспособности цепочки в целом. Разграничение этих ситуаций – одна из важных задач конкурентной политики.  Вопросы об источниках ограничения конкуренции и основаниях применения инструментов антимонопольного принуждения, так же как и возможных эффектах являются дискуссионными как за рубежом, так и в России. Для России этот вопрос приобретает особую актуальность в силу меньшей зрелости и большей уязвимости цепочек создания стоимости.

Основная цель исследования:
Классифицировать основные типы связи рынков вдоль цепочки создания стоимости и сформулировать предложения по совершенствованию конкурентной политики и применению антимонопольного законодательства для случаев рынков, объединенных цепочкой создания стоимости.  

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:
  • раскрыть предметное поле исследований товаров, связанных по внешним эффектам конкуренции (ограничений конкуренции), экономического регулирования, применения инструментов антимонопольной политики по характерным свойствам, условиям идентификации;
  • классифицировать типы взаимосвязи между рынками вдоль цепочки создания стоимости, способные порождать озабоченность органов конкурентной политики;
  • обобщить зарубежный опыт применения норм антимонопольного законодательства для случаев рынков товаров, связанных внешними эффектами;
  • оценить накопленный опыт применения российского законодательства для случаев связанных товаров;
  • сформулировать предложения по совершенствованию антимонопольного законодательства и применению его отдельных норм в ситуациях с внешними эффектами в рамках цепочки создания стоимости;
  • разработать рекомендации по применению порядка анализа состояния конкуренции на товарных рынках с учетом взаимосвязей между ними вдоль цепочки создания стоимости.