Структурное подразделение: Центр исследований конкуренции и экономического регулирования (Шаститко А.Е.)

Руководитель работ: Павлова Наталья Сергеевна, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Центр исследований конкуренции и экономического регулирования, ИПЭИ

Сроки выполнения:  2020 год.

Актуальность исследования: в пятом антимонопольном пакете 2018 года (проекте ФЗ О внесении изменении в Федеральный закон О защите конкуренции) Федеральная Антимонопольная Служба высказала инициативу внедрения института доверенных лиц (trustee). Данный институт подразумевает привлечение сторонних экспертов для оценки и мониторинга деятельности компаний, а также для обеспечения исполнения ими предписаний антимонопольного органа. Привлечение компетентных сторонних экспертов и организаций снижает нагрузку на регулятора, а также позволяет согласовывать сложные сделки, которые в условиях отсутствия надлежащего механизма мониторинга исполнения предписаний не были бы согласованы из-за возможных негативных последствий для конкуренции.Институт успешно применяется в других государствах, однако его внедрение в российскую практику вызывает опасения - отсутствует механизм организации и регулирования деятельности доверенного лица. Данная научно-исследовательская работа содержит критический анализ статуса и принципов деятельности института доверенных лиц, тем самым создает базу для дальнейшего совершенствования законодательства и внедрения института в правоприменительную практику РФ.

Основная цель исследования: определить статус и принципы деятельности института доверенных лиц с учетом наличия асимметрии информации, обладателями которой являются регулятор, компания-участник рынка и доверенное лицо (trustee).

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • Определение оснований для заключения договора с доверенным лицом в контексте антимонопольного регулирования. Соглашение на привлечение доверенного лица, как правило, заключается между компаниями (компанией) и самим доверенным лицом, однако по своей сути это трёхсторонние отношения между доверенным лицом, компаниями и антимонопольным органом. В связи с чем необходимо определить круг ситуаций, когда привлечение доверенного лица является необходимым с точки зрения снижения нагрузки на регулятора и приведет к повышению эффективности антимонопольного регулирования.
  • Анализ полномочий доверенного лица, действующего от имени антимонопольного органа для того, чтобы обеспечить исполнение предписаний, выданных компании.
  • Выявление критериев отбора и утверждения кандидатов на должность доверенного лица. Поскольку кандидаты на должность доверенного лица могут выдвигаться как со стороны компании, так и со стороны антимонопольного органа, необходимо соблюдение критерия отсутствия конфликта интересов.
  • Определение архитектуры взаимоотношений антимонопольного органа и доверенного лица, компании и доверенного лица, в том числе принципов оплаты и оценки результатов его деятельности.