Структурное подразделение: Центр изучения проблем центральных банков (Трунин П.В.)
Руководитель работ: Трунин Павел Вячеславович - д.э.н., директор научно-исследовательского центра, Центр изучения проблем центральных банков, ИПЭИ
Сроки выполнения: 2019 год.
Актуальность исследования: Использование данных интернет-запросов дает возможность получать оперативную информацию о текущем состоянии экономики, а также отслеживать настроения и ожидания экономических агентов. На основе поисковых интернет-запросов появляется возможность построения еженедельно обновляемых прогнозов основных макроэкономических показателей. Для российской экономики актуальным является вопрос о том, содержится ли в поисковых интернет-запросах информация, позволяющая улучшать прогноз макроэкономических показателей. Ответ на него имеет высокую практическую значимость и может помочь при проведении денежно-кредитной политики, позволяя оперативно реагировать на изменения в поведении экономических агентов.
Основная цель исследования: Оценить предсказательную способность поисковых запросов в прогнозировании основных макроэкономических показателей: инфляции, совокупного выпуска, безработицы.
Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:
- Теоретическое обоснование возможности прогнозирования действий экономических агентов на основе их усилий, направленных на снижение уровня неопределенности и асимметрии информации;
- Обзор международного опыта прогнозирования основных макроэкономических показателей с помощью интернет данных;
- Анализ методов машинного обучения, используемых при обработке больших данных, позволяющих получать индикатор интенсивности интернет-запросов;
- Подготовка статистической базы исследования: формирование тематических групп и ключевых фраз поисковых запросов, которые могут влиять на основные макроэкономические показатели;
- Прогнозирование макроэкономических переменных с использованием индикаторов интенсивности интернет-запросов и сравнение качества полученных прогнозов со «стандартными» подходами;
- Интерпретация полученных результатов и формулирование выводов о целесообразности использования индикаторов интернет-запросов при прогнозировании макроэкономических показателей.