Структурное подразделение: Центр изучения проблем центральных банков (Трунин П.В.)

Руководитель работ: Трунин Павел Вячеславович - д.э.н., директор научно-исследовательского центра, Центр изучения проблем центральных банков, ИПЭИ
 
Сроки выполнения:  2019 год.

Актуальность исследования: Использование данных интернет-запросов дает возможность получать оперативную информацию о текущем состоянии экономики, а также отслеживать настроения и ожидания экономических агентов. На основе поисковых интернет-запросов появляется возможность построения еженедельно обновляемых прогнозов основных макроэкономических показателей. Для российской экономики актуальным является вопрос о том, содержится ли в поисковых интернет-запросах информация, позволяющая улучшать прогноз макроэкономических показателей. Ответ на него имеет высокую практическую значимость и может помочь при проведении денежно-кредитной политики, позволяя оперативно реагировать на изменения в поведении экономических агентов.

Основная цель исследования: Оценить предсказательную способность поисковых запросов в прогнозировании основных макроэкономических показателей: инфляции, совокупного выпуска, безработицы.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • Теоретическое обоснование возможности прогнозирования действий экономических агентов на основе их усилий, направленных на снижение уровня неопределенности и асимметрии информации;
  • Обзор международного опыта прогнозирования основных макроэкономических показателей с помощью интернет данных;
  • Анализ методов машинного обучения, используемых при обработке больших данных, позволяющих получать индикатор интенсивности интернет-запросов;
  • Подготовка статистической базы исследования: формирование тематических групп и ключевых фраз поисковых запросов, которые могут влиять на основные макроэкономические показатели;
  • Прогнозирование макроэкономических переменных с использованием индикаторов интенсивности интернет-запросов и сравнение качества полученных прогнозов со «стандартными» подходами;
  • Интерпретация полученных результатов и формулирование выводов о целесообразности использования индикаторов интернет-запросов при прогнозировании макроэкономических показателей.